|
Андрей Юрьев (НССО): «ОПО выйдет в режим промышленной эксплуатации со следующего года»
Почти год прошел с момента введения закона об обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов (ОПО) на территории РФ, но 100-процентной явки страхователей за полисами не будет даже к концу декабря. При этом число страховых случаев в сфере ОПО растет, начались выплаты из гарантийного фонда профобъединения страховщиков ответственности (НССО).
С начала следующего года страховщики готовятся к вводу «второй очереди» ОПО: к частным страхователям присоединится группа муниципальных и иных бюджетных предприятий из разряда опасных. Вступит в силу революционное изменение технологии выплат за вред, причиненный жизни и здоровью пострадавших. Как эти новации повлияют на страховой рынок, на бизнес предприятий, как будут защищены права граждан, рассказал в интервью «Интерфаксу-АФИ» президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Андрей Юрьев.
– Андрей Васильевич, Дед Мороз откроет не только новую дюжину лет столетия на календаре, но и следующий этап в судьбе обязательного страхования ответственности владельцев опасных объектов. Как готовятся принять установленные обязательства опасные предприятия, частично или полностью финансирующиеся за счет средств бюджетов разных уровней? Какова степень готовности к диалогу потенциальных страхователей? Какие именно категории бюджетных предприятий и организаций подпадают под обязательное страхование ответственности по закону об ОПО со следующего года?
– В самой обширной группе – муниципальные городские объекты инфраструктуры, в том числе детские сады, школы, больницы и дома престарелых, имеющие собственные котельные, лифтовые хозяйства, коммунальщики и управляющие компании. К сожалению, как показали опросы НССО, более 90% бюджетных организаций, имеющих объекты, относящиеся к категории опасных, которым по закону надлежит страховаться с 2013 года, не помнят об этом. Что хуже – не заложили в новые бюджеты расходы на страхование. В этой связи НССО начал проведение разъяснительных бесплатных для предприятий и организаций семинаров, где их специалисты могут задать любые вопросы страховщикам и регуляторам. Семинары начались с Санкт-Петербурга и Москвы, они пройдут Ростове-на-Дону и Екатеринбурге. В них принимают участие представители НССО, Ростехнадзора, МЧС России, Росимущества.
– Но если в бюджете денег на страхование действительно не заложено, что можно сделать? Как начать исправлять ситуацию?
– Желательно для начала осознать реальность. Она заключается в том, что штрафные санкции будут применяться к нарушителям надзорными органами с 1 января следующего года, а не с апреля, как это было при «первой волне» страхования в ОПО. Времени на «раскачку» законодатель не оставил, полагая, что 2012 года для подготовки было достаточно.
Очень важно предприятиям еще до конца этого года провести тендер по выбору страховщика, с которым предполагается заключить договор ОПО.
Закон и соответствующее правительственное постановление предусматривают для страхователя послабления в виде рассрочки платежа по полису. Она может быть полугодовой или поквартальной. При этом очередной взнос по договору страхователь должен вносить в упреждающем порядке – за квартал или месяц до истечения каждого этапа договора соответственно.
– А если событие произошло на предприятии при отсутствии полиса, защищающего от рисков, поименованных в законе об ОПО?
– Закон создан с тем, чтобы каждый пострадавший от аварии на опасном предприятии был защищен. При этом никто не отменял положения ГК РФ о том, что возмещение вреда возлагается на его причинителя. Появление закона о страховании ответственности предприятия просто облегчает предприятию – причинителю вреда задачу выплат и одновременно устанавливает ценовые ориентиры.
НССО имеет гарантийный фонд, который создают сами страховщики. В частности, из него последуют выплаты, если опасный объект оказался бесхозным. Также НССО осуществляет компенсационные выплаты пострадавшим в авариях на объектах, ответственность владельцев которых не была застрахована. Такой механизм призван гарантировать выплаты всем пострадавшим в результате аварий на ОПО. При этом НССО имеет право регрессного требования к владельцам незастрахованных ОПО, за которых союз произвел выплаты.
Однако фонд не рассчитан на выплаты за тех, кто просто не захотел исполнить обязательный федеральный закон и не стал страховать свою ответственность.
Так вот, если авария есть, а страховщика и полиса нет, опасное предприятие обязано будет напрямую возместить пострадавшему из своего кармана. Любой суд немедленно встанет на сторону пострадавшего при наличии закона. При этом размер выплат не может быть меньше установленных обязательным законом о страховании ответственности.
– Если опасное предприятие после аварии не имеет средств на выплаты пострадавшим, потребуется вмешательство местных властей?
– Вы утрируете. Если опасное предприятие осуществляет коммерческую деятельность, безусловно, оно имеет средства на уплату страховой премии. Вы даже себе не представляете, какие объемы денежных средств выплачиваются предприятиями-флагманами различных отраслей экономики в виде премий при добровольном страховании имущества и ответственности в РФ.
– Правительство РФ утвердило правила расчета суммы страхового возмещения за вред здоровью потерпевшего в рамках законов об обязательном страховании ответственности. Порядок вступает в силу с 1 января 2013 года. Что изменится в порядке выплат по здоровью?
– Это постановление – фундаментальный документ, на основании которого в рамках законов обязательного страхования ответственности меняется порядок возмещения вреда здоровью пострадавшим. Они с 1 января следующего года не должны будут собирать огромное количество документов, доказывающих необходимость расходов на восстановление здоровья, на лечение. Ущерб будет определяться специалистами по таблице, составленной в зависимости от степени тяжести травм. Пакет предоставляемых пострадавшим документов окажется более лаконичным и исчерпывающим.
При этом размер выплаты, согласно постановлению, определяется в процентном отношении от страховой суммы. Напомню, что в законе об ОПО такой лимит установлен на уровне 2 млн рублей.
– С середины этого года охват страхователей договорами ОПО составлял около 60%, ожидалось увеличение этого показателя к завершению года, что-то изменилось?
– На сегодняшний день цифра охвата страхователей почти такая же. Но мы точно не знаем, что именно стоит за статистикой о числе предприятий в реестре подлежащих страхованию ОПО. По состоянию на конец октября в рамках обязательного страхования опасных объектов заключены договоры в отношении 208,5 тыс. объектов, что составляет 61,4% от общего числа числящихся в госреестре опасных объектов, которых насчитывается 399 тыс. Думаю, что эта последняя цифра скрывает перечень предприятий, полностью или частично финансируемых из бюджетов различных уровней.
Есть три типа предприятий, подпадающих под действие закона об ОПО: различные опасные предприятия, учитывающиеся в реестре, гидроэлектростанции всех мастей, ГТС и автозаправочные станции.
Из первой категории застраховано на конец октября 188 тыс. предприятий, что составляет 63% от общего числа в этой категории. Из 4323 ГТС застраховали ответственность 1685 ГТС, то есть 39% от их общего количества.
Из 35 тыс. АЗС застраховали ответственность 18,616 тыс. АЗС, уровень охвата составил 53%.
– АЗС, как правило, ведь частные компании? Ростехнадзор их не контролирует?
– К сожалению, АЗС находятся в неком надзорном вакууме. АЗС классифицируются как объекты розничной торговли жидким моторным топливом. Они опасные, часто расположены вблизи населенных пунктов. Курирует их деятельность МЧС. Но это никак не связано с проверкой наличия страховых полисов.
– Правильно ли понимать, что точного числа опасных бюджетных предприятий никто не знает? То есть государство не знает своих рисков?
– Пока база данных только формируется. Будет страховой учет, будет и статистика. Информобмен НССО с Ростехнадзором в настоящее время налажен достойно. Статистика накапливается. У каждого закона существует первоначальный период внедрения. Мы полагаем, что со следующего года все выйдет на уровень «промышленной эксплуатации».
– В каком объеме в настоящее время сформированы гарантийные фонды НССО?
– По итогам первого полугодия размер гарантийного фонда составил 180 млн рублей, до конца года, полагаю, он может составить 220 млн рублей. Отчисления в компенсационный фонд осуществляются ежеквартально. Мы осуществили первую компенсационную выплату по убытку в Одинцово, когда при падении башенного крана погиб человек. Его наследники получили возмещение свыше 2 млн рублей.
Отмечу, что на самом деле мы отработали по новому закону чуть более полугода, хотя он вступил в силу с 1 января этого года. Активные продажи полисов ОПО пошли с 1 апреля – момента вступления в силу положений закона об ОПО о санкциях за отсутствие страхования. Весь период пришелся на теплый сезон, что немаловажно. Убытки нас еще ожидают.
С января 2012 года НССО начал мониторить события, в том числе освещенные СМИ, подпадающие под положения закона об ОПО. В итоге увидели, что треть таких событий пришлась на первый квартал 2012 года, то есть на зимний сезон. По большей части это аварии в теплоэнергетике – аварии в котельных, прорыв труб… Зимний период несет форс-мажор для предприятий городского хозяйства.
– Представители некоторых предприятий не раз высказывали мнение, что якобы заплатить штраф за отсутствие полиса ОПО выгодней, чем его приобрести…
– Аргумент не работает. Рано или поздно факт «уклонительства» станет очевидным для регулятора. Предприятие заплатит штраф один, другой раз, оно попадет «на карандаш» в надзорном органе, затем могут возникнуть сложности, к примеру, с допуском к интересным тендерам, появятся какие-то иные ограничения. К чему все это?
По данным членов НССО, в числе их клиентов увеличивается доля тех, кто высказывает желание приобрести полис добровольного страхования ответственности, чтобы расширить лимит покрытия по обязательному полису. Для многих крупных системообразующих предприятий вопрос, страховаться или нет, вообще не стоит.
– Почему ФСФР обсуждает возможность новых штрафов, причем не для участников финансового рынка, а страхователей, то есть предприятий? Юридически это возможно?
– Этот вопрос лучше задавать ФСФР. Теоретически право взыскать недоплаченную премию со страхователя у службы всегда было в сфере обязательного страхования по ГК РФ. Правда, норма была, но годами не работала, пока юридической техники ее применения не существует. Если задуманное удастся довести ФСФР до конца, практика возникнет, и от опасного предприятия могут потребовать принудительной уплаты штрафа в размере сэкономленных сумм в бюджет.
– Итак, предприятие за отсутствие полиса ОПО может быть оштрафовано Ростехнадзором. Кроме того, ФСФР взыщет с него недобор премии, а потом предприятию понадобится все-таки этот самый полис приобрести?
– Да, покупать полис потребуется по закону.
– Какие внутренние перемены ждут страховщиков НССО в ближайшие месяцы?
– В конце октября президиумом союза было принято решение о существенном пересчете средств гарантий проведения расчетов. В результате у подавляющего большинства страховщиков будут уменьшены депозиты, обеспечивающие расчеты по премиям и убыткам. Для многих членов союза сумма гарантий уменьшится более чем на 50%. При этом установленные границы обеспечения – минимальные суммы в 20 млн рублей и максимальное ограничение в 100 млн рублей – не изменяются. Такой пересчет можно делать только в конце года, когда страховщики будут перезаключать депозитные договоры с банками.
Теперь у нас есть необходимая статистика для пересмотра обеспечения гарантий, и перерасчет будет сделан для всех участников НССО.
– Какое влияние на ОПО могут оказать подготовленные депутатами поправки в закон о промбезопасности?
– Работа, которую ведут правительство, представители промышленного сообщества, Ростехнадзор по реформированию системы надзора над опасными объектами, направлена на приведение в соответствие российской классификации предприятий с европейской. Таких категорий предложено четыре. К первой категории в случае принятия поправок будут относиться чрезвычайно опасные предприятия, требующие постоянного надзора со стороны Ростехнадзора.
К четвертой, самой «мягкой» категории могут быть отнесены предприятия из числа опасных с наименьшей степенью потенциального риска. Предполагается, что они не будут проверяться Ростехнадзором, однако у контрольного органа сохранится право проверить состояние дел такой организации при поступлении сигнала о неблагополучии.
Для четвертой категории опасных объектов будет снижено административное давление в виде постоянного контроля надзорных органов. Предприятия будут сами заинтересованы в поддержании собственной безопасности.
Однако с точки зрения обязанностей исполнять закон об обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов ничего не меняется с принятием таких поправок.
Ежегодно в ходе пролонгации договора о страховании ответственности им предстоит встреча со страховщиками, которые будут оценивать риски при продлении договора, вся важнейшая информация в кратчайшие сроки страховщиками вносится в общую информационную систему.
– Когда можно будет говорить о первых итогах действия закона об ОПО в России?
– О самых предварительных первых итогах можно будет задуматься в августе 2013 года, а вообще статистику, достаточную для серьезного анализа, мы получим только по прошествии минимум трех лет с начала страхования ОПО в РФ.
Источник: Финмаркет, 26.11.12
< Предыдущая | Следующая > |
---|