В 2011 году объем работ в строительной отрасли вырос на 5,1% и составил более 5 трлн рублей. В частности, на строительный рынок Северо-Западного ФО пришлось 14% от общего объема. Развитие строительства позитивно отразилось на страховании строительных рисков, показавшем рост в 21%. Об итогах страхования СМР и специфике рассказал первый заместитель директора филиала САО «Гефест» в Санкт-Петербурге Анатолий Кузнецов.

 

– Как вы оцениваете итоги 2011 года в сегменте страхования СМР? Что способствовало росту объема рынка?

– В целом 2011 год был удачен для страховщиков. Объем рынка страхования СМР в прошедшем году приблизился к своим докризисным показателям. Рост рынка был обусловлен двумя причинами. Во-первых, увеличилась глубина проникновения страхования СМР. Во-вторых, значительно выросли объемы государственных инвестиций в крупные проекты. В частности, это спортивные и транспортные объекты, предназначенные для проведения Олимпиады в Сочи, газовые и нефтяные проекты, объекты программы развития Единой энергосистемы России, ФЦП «Развитие транспортной системы», подготовка к саммиту АТЭС в 2012 году. Уровень проникновения страхования в госсекторе достигает 90%. Связано это с тем, что, как правило, в бюджетных проектах страхование СМР закладывается в тендерной документации и становится обязательным условием заключения контракта.

– Строительство – достаточно рисковый процесс. От каких рисков чаще всего страхуются объекты?

– Обычно в полис страхования СМР включаются риски пожара, дождя, града, снега, стихийных бедствий, ошибок проектирования, противоправных действий третьих лиц и другие. В критической ситуации страховой полис может оказаться спасением для бизнеса. Как показывает практика, чаще всего страховое возмещение выплачивается по причине разрушений объектов в результате стихийных бедствий, погодных явлений. Именно из-за природных действий в конце 2009 года пострадал крупный олимпийский объект – строящийся грузовой порт Сочи. Разрушения нанес шторм, который бывает в данном регионе с периодичностью раз в 80–100 лет. В итоге мы выплатили строителям порта рекордное на рынке СМР возмещение в 509 млн руб.

Еще одна «популярная» группа рисков связана с человеческим фактором – ошибками проектирования, непреднамеренными нарушениями норм и правил работ. В 2011 году из-за человеческого фактора произошло ДТП, в результате которого был поврежден наземный пешеходный переход при реконструкции участка автомобильной дороги аэропорт «Кневичи» – станция Санаторная в Приморском крае. Водитель грузового автомобиля допустил самопроизвольный подъем кузова, в результате чего была повреждена балка пролетного строения и конструкции опор недостроенного пешеходного перехода. Мы выплатили строителям 8 млн руб. К сожалению, такие «странные» случаи нередко встречаются в нашей работе. В начале этого года произошел аналогичный случай при строительстве скоростной трассы Москва–Санкт-Петербург.

– Многие эксперты прогнозировали рост страховых тарифов. Оправдались ли ожидания?

– Нет, корректировки тарифов в сторону увеличения так и не произошло. Тарифы в страховании СМР по-прежнему продолжают снижаться. В прошлые годы они снижались на 20–25%. Сейчас падение несколько замедлилось. В среднем тарифы в 2011 году упали еще на 5%.

Падение тарифов происходит за счет демпинга, который сейчас свойственен и страхованию, и строительству. Стремление сэкономить на стройматериалах, оборудовании, рабочей силе приводит к увеличению вероятности убытков в строительстве и, как следствие, росту показателя убыточности в страховании.

– Как оценивается сегодня этот показатель?

– На сегодняшний день показатель убыточности оценивается в 36–40%. Количество страховых случаев по сравнению с 2010 г. увеличилось в три раза, а средняя сумма убытка выросла более чем в восемь раз, до 1,8 млн руб. По уровню выплат Россия приближается к западным показателям.

– Как будет развиваться рынок СМР в 2012 году? Что станет новым стимулом для развития сегмента, ведь большинство крупных объектов, в частности во Владивостоке и Сочи, уже застрахованы?

– Макроэкономическая ситуация в стране будет диктовать тенденции развития рынка СМР. Сейчас можно сделать два прогноза – позитивный и негативный. Если ситуация в стране не изменится в худшую сторону, рынок СМР вырастет на 15–20%. Драйвером роста будет инфраструктурное строительство, а также объекты, финансируемые из федерального бюджета, такие как подготовка к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году, мега-проект расширения территории Москвы, предполагающий рост объемов дорожного строительства в столице. Продолжится финансирование программ, направленных на развитие энергосистемы, нефтегазового сектора и т.д. Также рост будет обусловлен увеличением уровня проникновения страхования в регионах.

В случае второго, негативного, прогноза рынок СМР покажет небольшой рост в 1–2%.

Источник: Деловой Петербург, №66, 18.04.12