|
Олег Пилипец (ФСФР): Переход на МСФО сделает российских страховщиков взрослее
Актуальной задачей второй половины 2012 года станет подготовка к формированию отчетности по МСФО. В настоящее время отчетность по международным стандартам готовит всего десяток компаний на страховом рынке, со следующего года это требование станет обязательным для всех компаний. К чему готовиться надзору и страховщикам? Об этом корреспондент агентства «Интерфакс-АФИ» беседовал с заместителем руководителя ФСФР Олегом Пилипцом.
– Олег Олегович, с какого периода страховщикам придется составлять отчетность по МСФО в обязательном порядке?
– Страховщики должны составить, представить в ФСФР России, а также публиковать консолидированную финансовую отчетность по МСФО уже за 2012 год.
Отмечу, что даже не имеющий дочерних компаний страховщик попадает под нормы 208-ФЗ, следовательно, ФСФР консолидированную отчетность по МСФО представят все пять сотен страховых компаний. При этом компании будут составлять отчетность как по РСБУ, так и по МСФО. Отчетность по МСФО должна быть также аудированной и содержать ряд сравнительных показателей за 2011 год и на конец 2010 года. Правда, показатели за эти периоды аудитором могут быть не подтверждены.
– Страховщики успеют подготовиться?
– Надеемся на это. Конечный срок сдачи отчетности в службу – 1 мая 2013 года, то есть времени осталось менее года. Учитывая необходимость обучения сотрудников, получения информации материнской организацией от всех контролируемых организаций, выбора аудитора по МСФО, я бы сказал, что начать подготовку нужно было еще в прошлом году.
– Судя по тому, что на страховом рынке в добровольном порядке отчетность по международным стандартам готовят около 5% компаний, вопросов у страховщиков по подготовке консолидированной отчетности должно быть много. Понятен ли, к примеру, периметр консолидации?
– Действительно, страховые компании направляют нам запросы в большом количестве. Пока вопросов больше, чем ответов. Понятно, что при составлении отчетности СК будут руководствоваться признанными в России международными стандартами учета и отчетности и другими документами Совета по МСФО, но они достаточно общие и неконкретные. Со своей стороны ФСФР планирует подготовить методические рекомендации по составлению отчетности в соответствии с МСФО для страховщиков. Кроме того, мы надеемся, что Минфин выпустит ответы на типовые вопросы по применению закона 208-ФЗ.
В отношении периметра консолидации могу сказать, что есть много разных мнений. Нам с точки зрения надзора нужно в первую очередь видеть консолидированно страховщиков и финансовые организации. Но, исходя из норм закона, кто попадает в категорию контролируемых компаний, независимо от характера бизнеса, тот должен попасть в периметр. Ни в стандартах, ни в законе не указано, какие категории компаний можно при этом исключить.
– Международные аудиторы предупреждают, что у страховщиков, показывающих хорошие результаты по РСБУ, могут возникнуть убытки по МСФО. Это так?
– Такой поворот возможен. Однако отмечу, что некоторые компании, не первый год работающие с МСФО, могут оказаться и в выигрыше, поскольку МСФО позволяют им даже снизить уровень резервирования.
Вообще МСФО – это отчетность для инвесторов. Она показывает справедливую стоимость компании, эффективность осуществленных в такую компанию инвестиций, обеспечивает прозрачность бизнеса для владельцев.
Кроме того, переход на МСФО должен привести к революционным изменениям в сознании, поскольку в основе МСФО лежит другая логика оценки рисков, другие подходы к формированию резервов, к расчету доходов и расходов, капитала, к остальным показателям. Поэтому данные от «наших» могут сильно отличаться.
Кстати сказать, до полного перехода на МСФО и отмены РСБУ для надзора это будет двойная работа: мониторить и показатели по РСБУ, и показатели по МСФО.
А ряду страховщиков, соответственно, придется нанимать высококвалифицированный персонал, привлекать сертифицированных аудиторов, способных проверять отчетность, составленную по стандартам МСФО, понадобятся серьезные инвестиции в IT-технологии, привлечение аудиторов. Конечно, на все это требуется дополнительное финансирование.
– Объем работы для службы также увеличится? А ведь ФСФР уже сегодня упрекают в нехватке страховых специалистов в территориальных подразделениях. Понадобятся дополнительно специалисты в штат?
– Конечно, нагрузка на сотрудников ФСФР увеличится, людей и сейчас не хватает. Но закон есть закон. Мы будем не только проверять сроки представления, факт публикации отчетности по МСФО, но и сопоставлять некоторые показатели. Существенные расхождения между РСБУ и МСФО-отчетностью окажутся для службы поводом для более пристального внимания к компаниям, а возможно, дополнительных запросов.
В настоящее время обсуждается вариант перегруппировки сил внутри службы. Если идея будет признана целесообразной, в центральном аппарате будет формироваться мощная служба, обладающая самыми сильными специалистами и информационным ресурсом, куда будут стекаться данные со всего финансового, и в том числе страхового, рынка. Здесь будут проводиться расчеты различных показателей, позволяющих судить о состоянии компаний, на основании которых предстоит определять дальнейшую работу со страховщиком.
При этом территориальные подразделения смогут исполнять уже конкретно поставленные задачи на местах.
– Хватит России аудиторов, чтобы переработать принципиально новый объем составленных по МСФО отчетов?
– А вот это вопрос вопросов! Заказчиками на исполнение подобной работы только на страховом рынке окажутся по крайней мере порядка 5 сотен компаний. Не говоря уже о других участниках финансового рынка, которым предстоит решать в обозримом будущем аналогичную задачу. Где взять столько сертифицированных аудиторов с опытом работы по подтверждению МСФО-отчетности? Пока ответа нет.
– В последнее время часто и горячо обсуждается тема распространения на страховые компании штрафов, которые применялись к другим участникам финрынка. Вы полагаете, служба отстоит право на применение таких административных мер? Они дают результат, нарушений становится меньше?
– Судебная практика говорит сама за себя. Ни один суд на сегодняшний день не отменил решений ФСФР.
Напомню, что ФСФР выступила с законодательной инициативой по уточнению составов административных правонарушений и дифференциации сумм штрафов для всех участников финансового рынка. Нижний предел штрафов, по мнению ФСФР, может составлять 50–100 тыс. рублей для юридических лиц.
Вместе с тем я абсолютно уверен, что применение штрафных санкций необходимо. Меры воздействия в виде штрафов оказались в отношении страховщиков очень эффективными, нарушителей стало меньше.
– Страховщиков штрафуют пока только за нарушение сроков предоставления отчетности и ответов на запросы службы?
– Нет, не только. Например, за неисполнение предписания. К страховщикам применяются санкции в виде штрафов по всем статьям КоАП, которые к ним применимы. Кроме того, страховые компании, на которые распространяются положения корпоративного права, к примеру, могут привлекаться к административной ответственности по инициативе других управлений службы за нарушение корпоративного законодательства. Когда служба получит право привлекать нарушителей к ответственности на горизонте одного года, мы сможем штрафовать еще и за недостоверность отчетности (в настоящее время такой срок по закону ограничен 2 месяцами – прим. ИФ-АФИ).
– Кроме санкций, что надзор может предложить СК?
– Мы планируем отмену бумажной и переход на электронную отчетность. Пока прописываем в приказах, что отчетность в электронном виде с электронной подписью будет идти как альтернатива бумажной. Но как только механизм будет полностью отработан, осуществим полный отказ от бумаги. Страховщикам больше не потребуется готовить одновременно отчет на бумажном и электронном носителях, а нам не нужно будет проверять совпадение показателей, отраженных в них.
Появится практика использования цифровой подписи, будут открыты личные электронные кабинеты, в которых, например, руководитель компании может проверить не только отправку отчетности, но и мониторить наличие неснятых предписаний ФСФР, сроки их исполнения.
Службой начат пилотный проект по созданию электронных кабинетов для страховщиков. В настоящее время новый сервис тестируется четырьмя страховыми компаниями, которые согласились принять участие в пилотном проекте ФСФР.
В начале прошлой недели ФСФР пригласила к тестированию этого сервиса еще 50 крупнейших страховых компаний. Планируется, что в штатном режиме отчетность через личный кабинет страховые компании смогут осуществлять с начала ноября.
– Правильно ли я понимаю, что с 2012 года страховщики должны не только увеличить минимальный размер уставного капитала в 4 раза, но еще и вложить существенные средства в создание IT-систем, нанять квалифицированный персонал для составления отчетности по МСФО и заплатить за аудит по международным стандартам? Не много ли на один небольшой отрезок времени для небольшой компании?
– Не хотите ли вы поднять тему защиты малого и среднего бизнеса? Для нас приоритет – потребитель страховых услуг. Не стоит сравнивать страховой бизнес с бизнесом по изготовлению и продаже пирожков. Если к российским СК законодателем предъявляется требование по формированию уставного капитала от 60 до 480 млн рублей, требование по наличию сети урегулирования убытков, полноценно оборудованных офисов, филиальных сетей, сложных информационных систем, поддерживающих операции, обеспечивающих огромные массивы информации в режиме реального времени, если для минимизации рисков и соблюдения нормативов им требуется адекватная и дорогостоящая перестраховочная защита – мы речь ведем совсем не о малом и не о среднем бизнесе.
К финансовым институтам, которые принимают на себя денежные обязательства перед гражданами, должны предъявляться высокие требования. Здесь цена вопроса – имущественное и личное благополучие граждан, доверие к страховому рынку.
– У ФСФР будет стоять задача проверки достоверности данных МСФО-отчетности?
– Нет, нам такую функцию, в отличие от ЦБ РФ, не дали. Собственно, это обстоятельство вызывает тревогу у надзора. Если компании сдают «нарумяненные» отчеты по РСБУ, отчего не делать то же с отчетностью по МСФО? Поэтому надзор и выступает в поддержку законодательной инициативы об ужесточении наказания за фальсификацию данных бухотчетности для страховщиков.
– А если компания в течение 120 дней с конца 2012 года не представит отчет по МСФО или представит его с опозданием?
– Она подвергнется штрафу по статье 19.7.3 КоАП за административное правонарушение.
Источник: Интерфакс, 20.09.12