Рынку грозит мегаликвидатор
Агентство по страхованию вкладов (АСВ) последовало примеру ЦБ, который скоро станет мегарегулятором финансового рынка. Глава АСВ Юрий Исаев предложил аналогичным образом расширить полномочия агентства – чтобы оно санировало и ликвидировало не только банки, как сейчас, а все компании финансового рынка. Решение о наделении АСВ статусом «мегаликвидатора» пока не принято, но уже поддержано главой профильного комитета Госдумы и отчасти – Банком России.
Планами создания на базе Агентства по страхованию вкладов (АСВ) «мегасанатора-мегаликвидатора» поделился на Международном банковском конгрессе в Санкт-Петербурге генеральный директор агентства Юрий Исаев. По его словам, они возникли в русле идущего сейчас процесса по превращению Банка России в мегарегулятор. Было бы логично, чтобы и развитие АСВ шло по тому же пути, пояснил он. Именно АСВ, по мнению главы агентства, должно оздоровлять участников финансового рынка в случае такой необходимости и сопровождать их на последнем этапе существования, если оздоровлению они не подлежат.
Сейчас АСВ ликвидирует и санирует только банки. В первую очередь предполагается, что АСВ будет санировать, ликвидировать или банкротить также негосударственные пенсионные фонды. Следующие на очереди – страховщики, а постепенно и другие участники финансового рынка.
Для реализации планов АСВ потребуются изменения в законодательстве. Работа над концепцией соответствующего законопроекта уже началась, по словам господина Исаева, он может появиться «ближе к осени».
В профильном комитете Госдумы идею поддержали. «Мне кажется, что это очень интересное предложение, – говорит председатель комитета Госдумы по финансовым рынкам Наталья Бурыкина. – Если мы создаем мегарегулятор, то нужен и мегаликвидатор, который будет заниматься вопросами ликвидации проблемных финансовых организаций. Мы рассмотрим эти предложения на комитете и проработаем возможности для их реализации».
В Банке России инициатива АСВ тоже обсуждалась. «Учитывая опыт, накопленный АСВ в ликвидации банков, было бы возможно распространить его на тех участников финансового рынка, которые имеют большое количество кредиторов и чей бизнес связан с исполнением социальных обязательств, например, на НПФ, занимающиеся обязательным пенсионным страхованием (их большинство. – «Ъ»), и страховые компании, работающие на отдельных рынках страхования, – например, по ОСАГО (их примерно четверть. – «Ъ»), – говорит зампред ЦБ Михаил Сухов. – Этим игрокам участие государства в ликвидации позволило бы снизить затраты на эту процедуру и упростить расчеты с кредиторами». Вопрос расширения сферы ответственности АСВ в части финансового оздоровления участников финансового рынка – гораздо более сложный, продолжает господин Сухов. «Учитывая, что оно производится на средства государства, то должно быть частью общей политики, кого и в каких случаях власти готовы спасать от банкротства. Решение этого вопроса должно быть увязано с системой регулирования и надзора на финансовом рынке», – считает он.
Учитывая разную реакцию властей на инициативу господина Исаева, оценить, насколько полной будет ее реализация, пока сложно. Арбитражные управляющие исходят из максимума и опасаются потерять свой бизнес. Так, конкурсный управляющий Эдуард Ребгун (бывший конкурсный управляющий ЮКОСа), считает, что инициатива господина Исаева означает усиление государственного контроля на финансовом рынке, что уже сделано с банковской сферой. «В итоге АСВ станет монополистом по банкротству и на этом рынке. Учитывая миллиардные обороты в компаниях финансового сектора, здесь высок риск коррупционной составляющей», – опасается господин Ребгун. По его словам, арбитражные управляющие, которые занимаются банкротством компаний финансового рынка, – профессионалы, они сдают специальные экзамены для ведения таких специфичных процедур, их ответственность страхуется, а со стороны суда, должника, кредиторов и госрегуляторов обеспечивается полноценный контроль за их деятельностью. «При этом во многих случаях АСВ не само сопровождает банкротные процедуры, а нанимает для ведения дел юридические и аудиторские фирмы, у которых как раз будет хорошая возможность заработать на таких банкротствах», – добавляет Евгений Буряк (был конкурсным управляющим ЗАО «Связной»). Кроме того, по его мнению, результатом реализации идеи господина Исаева может стать увеличение штата сотрудников агентства и, соответственно, бюджетного финансирования. Наиболее пессимистично настроенные участники рынка и вовсе сочли инициативу АСВ связанной с потенциальным увеличением числа банкротств управляющих, инвестиционных и прочих компаний.
Участники пенсионного рынка, который инициатива АСВ затронет в первую очередь, оценивают ее положительно. Сейчас таких процедур, как наблюдение или санация, на пенсионном рынке нет, поясняет исполнительный директор НПФ «КИТ Финанс» Антон Шпилев: есть приостановление или прекращение лицензии по решению ФСФР. Если регулятор настаивает на ликвидации, то начинается процедура банкротства НПФ, в фонде появляется временная администрация, куда входят сторонние структуры, назначенные ФСФР. «Привлечение АСВ к оздоровлению НПФ – понятная мера, поскольку объем обязательств фондов растет, а опыт агентства в санации российских банков весьма позитивный. Кроме того, поскольку АСВ будет оператором гарантийного фонда средств пенсионных накоплений, вполне закономерно, что агентство будет участвовать и в процедурах оздоровления НПФ», – говорит господин Шпилев. Законопроект о создании гарантийного фонда для пенсионных накоплений (аналог фонда страхования вкладов) обсуждается министерствами экономического блока уже почти год и еще не внесен в Госдуму.
Источник: Коммерсантъ, №96, 06.06.13
Авторы: Дементьева С., Занина А., Баязитова А., Яковлева М.
< Предыдущая | Следующая > |
---|