Девять из десяти перевозчиков работают незаконно
Только каждый десятый перевозчик застраховал свою ответственность перед пассажирами за причинение им вреда в случае чрезвычайного происшествия, хотя с начала года без такого полиса заниматься перевозками нельзя. Таким образом, введение системы обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП) фактически саботировано самим рынком.
На сегодняшний день договоры страхования, предусмотренные вступившим в силу с начала года законом об ОСГОП, заключили около 20 тыс. перевозчиков, сообщили «Известиям» в Национальном союзе страховщиков ответственности (НССО). При этом, по данным Министерства транспорта, в стране действует порядка 300 тыс. предпринимателей и юрлиц, которые занимаются организацией перевозок общественным транспортом. Таким образом, примерно 90% из них работают незаконно.
Действие закона об ОСГОП распространяется практически на все виды общественного транспорта, включая железнодорожные перевозки, воздушные (самолеты, вертолеты), морские, автобусные, а также городской электрический транспорт (троллейбусы, трамваи). Исключение составляет лишь метрополитен.
По закону обязательное страхование перевозчиками своей ответственности позволит компенсировать нанесенный ими ущерб здоровью или имуществу пассажиров.
Так, согласно документу, в случае смерти потерпевшего его родственникам будет выплачено страховое возмещение в размере 2 млн рублей и плюс 25 тыс. рублей – на организацию похорон. Причинение вреда здоровью пассажира также подлежит компенсации – размер выплат зависит от характера и степени тяжести повреждения. Лимит страховой суммы в этом случае составляет 2 млн рублей. Наконец, за ущерб, нанесенный имуществу пассажира, предусмотрено возмещение в размере 600 рублей за каждый килограмм веса багажа и 11 тыс. рублей – за иную собственность.
Контроль за исполнением закона возложен на Ространснадзор, который подчиняется Минтрансу. Согласно Кодексу об административных правонарушениях (ст. 11.31), отсутствие у перевозчика договора обязательного страхования ответственности грозит штрафом должностным лицам в размере от 40 тыс. до 50 тыс. рублей, а юрлицам – в размере от 500 тыс. до 1 млн рублей. Кроме того, на перевозчика ложится обязанность самостоятельно выплачивать возмещение за вред, причиненный пассажирам.
Но хотя наличие страхового полиса, предусмотренного законом об ОСГОП, является обязательным для перевозчиков с начала года, санкции за его отсутствие к ним, согласно документу, могут быть применены только с 1 апреля.
В этих условиях пик заключения договоров пришелся как раз на март, апрель и май, говорит зампредправления СОГАЗа Николай Галушин. Тем не менее количество заключенных на сегодняшний день договоров, по его словам, вызывает недоумение – около 10% от общего количества перевозчиков.
– Это культура страхования в нашей стране, надежда на то, что пронесет, потому что до этого проносило, – говорит эксперт.
Гендиректор СК «МАКС» Надежда Мартьянова соглашается, что одна из основных проблем, с которой столкнулись страховщики, связана именно с низкой активностью перевозчиков по заключению договоров. Гендиректор СК «Транснефть» Кирилл Бровкович говорит, что транспортные компании, за которыми есть эффективный надзор, например в виде администрации автовокзалов, страхуются более дисциплинированно.
– Но есть и компании, придерживающиеся простого принципа: если срок плановой проверки не подошел, а размер штрафа за отсутствие полиса не очень высок, то можно максимально оттянуть срок оформления договора страхования, – сказал Бровкович.
В сложившейся ситуации требуется реализация механизма применения санкций для уклоняющихся от заключения договора ОСГОП перевозчиков, добавляет Галушин.
Ранее Ространснадзор сообщал о том, что провел 500 проверок пассажирских перевозчиков на предмет наличия у организаций договоров обязательного страхования ответственности перед пассажирами, наложил штрафы в размере 5 млн рублей за отсутствие полисов. В Минтрансе, которому подчиняется Ространснадзор, официальный комментарий на момент публикации не предоставили.
Вместе с тем президент НССО Андрей Юрьев считает, что главная проблема в сложившейся ситуации в том, что «пассажиры просто не в курсе, что им положена выплата, а перевозчики их не информируют».
Источник: Известия, 28.06.13
Авторы: Ширманова Т., Алексеевских А.
< Предыдущая | Следующая > |
---|