ОСАГО увеличится на 50%. Как минимум. В проекте поправок к закону «Об ОСАГО», которые готовит Минфин, увеличены максимальные суммы выплат до 400 тыс. руб. по возмещению имущественного ущерба и до 500 тыс. руб. по возмещению ущерба жизни и здоровью. По словам президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Павла Бунина, «увеличение лимитов ответственности до 400 и 500 тыс. руб. может повлечь увеличение базового тарифа на 58%».

 

Сейчас в Москве средняя цена полиса около 6 тыс. руб. Теперь будем платить 9 тыс. руб. Правда, ОСАГО платится раз в год. Тем не менее стоимость ОСАГО приближается к двум минимальным размерам оплаты труда (с 1 июня 2011 года МРОТ составляет 4611 руб. в месяц) и становится равной десятой части годового дохода многих. Эдакая страховая десятина.

И это только первый этап неприятностей для автолюбителей. «МК» уже писал о предложенном Минфином ценовом коридоре для ОСАГО. Тогда замминистра финансов Алексей Саватюгин пояснил, что нужно сделать: «Нынешнюю цену полиса сохранить как нижнюю границу коридора и оставить коэффициенты. В середине августа в правительстве было решено выбрать последнюю модель в качестве опорной». Вот и оперлись: согласно проекту Минфина коридор будет вводиться через год. Но прежде из-за увеличения выплат по ущербу поднимется базовая, то есть минимальная, цена. Так что 50% – это минимум повышения цены, она вырастет еще.

Проблема даже не в том, что платежи увеличиваются. По недоброй российской традиции повышение цен и тарифов обычно не сопровождается повышением количества и качества услуг. Повышение цен на ОСАГО может превратиться в очередную обдираловку.

Возьмем покупку новой машины. Как правило, это кредит. Но банки отказываются кредитовать машину, которая не застрахована полностью по ОСАГО и каско. А страховая компания не может оформить полис, пока автомобиль не куплен – нет собственника. Обычно страховой агент приходит в банк и страхует машину в момент заключения сделки. Но банк не допустит в свой офис абы кого. Только ту компанию, которая «аккредитована». То есть либо свою, аффилированную, либо ту, которая, называя вещи своими именами, платит ему откат. В результате доходит до смешного: цена полиса на один и тот же автомобиль у одной и той же страховой компании, но в разных банках может отличаться на 30–40%. Страховщикам надо компенсировать откаты, а у разных банков жадность различна.

Правда, Верховный суд в 2010 году признал каско (но не ОСАГО!) при автокредите «навязанной услугой». Так что за второй год каско можно не платить, а полис ОСАГО купить у другой компании. Да и за первый год каско можно отсудить. Тем не менее порочная практика продолжается. И после повышения цен на ОСАГО автокредиты станут менее доступны, потому что цена на каско пляшет от цены на ОСАГО. Она тоже вырастет, и боюсь, что больше чем на 50%.

По дорогам ездят не только легковушки; есть еще и грузовики, и спецтехника. Порядок цен там другой. Например, на новую 20-тонную фуру ОСАГО стоит 16–18 тыс. руб., а каско доходит до 70 тыс. руб. Повышение цен на полисы отразится на перевозках. А значит, и на цене потребительских товаров. Валерий Войтко, председатель профсоюза грузоперевозчиков «Дальнобой», предупреждает: «Разумеется, мы повысим цены, если у нас повысятся расходы на полисы. Но в проекте Минфина есть и плюсы. На дороге станет меньше «ржавых ведер». Особо рад запрету на обращение за компенсацией к страховой компании виновника ДТП. Если фура базируется в Москве, а ДТП было в регионе, то хрен чего было получить. Теперь будем обращаться к своим».

Полезной инициативой Минфина можно считать регресс ущерба к станции техобслуживания. Когда из-за регрессивного иска разорится первая станция, количество «купленных» талонов техосмотра начнет сокращаться.

И все же цену на ОСАГО надо было повышать. В существующем виде ОСАГО не работает. Затяжки с выплатой компенсации достигают полугода. Кое-кто так и ездит с разбитой «мордой», а ГИБДД заявляет: «компенсации жду». Другие месяцами ходят пешком. Но даже если удается добиться выплат, они, как правило, неадекватны ремонту. Вот бы Минфину обязать страховые компании оплачивать не экспертную оценку ущерба, а чек из мастерской. Для предотвращения мошенничества можно и из аффилированной, лишь бы ремонт делали. Пока же «эксперты» страховых компаний откровенно занижают выплаты, а для найма независимых экспертов у автолюбителей нет денег.

Особый вопрос – демпинг страховщиков и «черные» полисы, по которым никто не собирается платить. По различным оценкам, в России до 20% полисов ОСАГО выданы давно обанкротившимися и исчезнувшими страховыми компаниями. В таких случаях платит РСА, но его резервы отнюдь не бездонны. Повышение цен должно сопровождаться ужесточением контроля. Но Минфин пока что говорит лишь о либерализации.

Не отвергая саму идею повышения цен на ОСАГО, позволительно выразить сомнение в механизмах ее реализации. Как бы страховая десятина не превратилась в аналог церковной: заплатил, а потом – только молиться.

Источник: Московский комсомолец, №25761, 03.10.11

Автор: Чувиляев П.