Обязательное личное страхование пассажиров регулируется Указом президента №750, подписанным Борисом Ельциным в 1992 году. В документе говорится, что максимальная страховая выплата составляет 120 МРОТ. Но в расчет берется не индексируемый минимальный размер оплаты труда, а «штрафной», или «бухгалтерский», МРОТ. Он многие годы остается неизменным – 100 рублей. Таким образом, максимум, что может получить пострадавший пассажир на линиях внутренних перевозок (за исключением воздушных), – 12 тысяч рублей. 4 декабря 2007 года был принят Федеральный закон Российской Федерации №331-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации», устанавливающий ответственность авиаперевозчика за вред, причиненный жизни пассажира воздушного судна, в размере не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на каждого пассажира. На эту сумму впоследствии и ориентировались законодатели, унифицируя ответственность перевозчиков на всех видах транспорта.

 

27 ноября 2009 года – крушение скоростного фирменного поезда «Невский Экспресс» №166, следовавшего из Москвы в Санкт-Петербург, приведшее к гибели 27 и ранениям не менее 132 человек. После этого события (которое признано следствием теракта и, следовательно, не может быть квалифицировано как страховое) правительство подняло вопрос о том, что нужно обязать владельцев компаний, перевозящих пассажиров, страховать гражданскую ответственность.

7 октября 2010 года – законопроект «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам» был внесен в Госдуму.

20 октября 2010 года – Комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении проект закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам».

1 ноября 2010 года – проект принят Госдумой в первом чтении. Законопроектом устанавливается обязательность для перевозчиков страховать свою гражданскую ответственность перед пассажирами, а также ответственность за нарушение этой обязанности.

2 ноября 2010 года – в Госдуме создана рабочая группа по проекту закона об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков за причинение вреда пассажирам.

26 ноября 2010 года – Комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал принять в первом чтении законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам».

6 декабря 2010 года – президент РФ Дмитрий Медведев направил в Госдуму заключение на проект ФЗ №435917-5 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам». В документе перечислены множественные замечания к проекту и сделан вывод, что он нуждается в доработке.

10 июля 2011 года – крушение теплохода «Булгария» в Куйбышевском водохранилище (Татарстан), после которого власти в очередной раз заявили о необходимости скорейшего принятия закона о страховании перевозчиков.

22 августа 2011 года – руководитель Ространснадзора Александр Касьянов и президент ВСС Андрей Кигим подписали соглашение о сотрудничестве сторон по вопросам информационного взаимодействия и создания федерального информационного ресурса по страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров, страхованию транспортных средств, проведению технической экспертизы безопасности транспортных средств.

23 августа 2011 года – вопросы безопасности пассажиров морского и речного транспорта рассматривались на заседании правительственной комиссии по транспорту и связи. В ходе заседания первый вице-премьер Сергей Иванов уделил особое внимание вопросам обеспечения безопасности на транспорте.

7 сентября 2011 года – В Ярославле на подлете к аэропорту «Туношна» разбился самолет Як-42, перевозивший команду ХК «Локомотив». Катастрофа вызвала очередную волну активности властей в сфере регулирования деятельности перевозчиков.

20 сентября 2011 года – в ходе обсуждения законопроекта об обязательном страховании ответственности перевозчиков на заседании Комитета Госдумы по финансовому рынку было решено отодвинуть сроки его вступления в силу с 1 июля на 1 октября 2012 года.

Также 20 сентября 2011 года – министр транспорта Игорь Левитин, вызванный в Госдуму после катастрофы самолета Як-42 под Ярославлем, попросил депутатов поскорее принять документ: он, по его мнению, может привести к снижению числа катастроф с человеческими жертвами.

22 сентября 2011 года – в этот день Госдума должна была рассмотреть во втором чтении, однако по просьбе правительства РФ рассмотрение было перенесено на октябрь.

6 октября 2011 года – Комитет Думы по финрынку рекомендовал одобрить во втором чтении законопроект об ответственности перевозчиков. На заседании комитета были одобрены редакционные поправки, в том числе позволяющие страховщикам ответственности перевозчиков строить профобъединение по новому закону на базе уже существующих – РСА или НССО.

Полностью материал «История будущего: страхование ответственности перевозчиков» читайте в свежем выпуске журнала «Обзор страхового рынка: имущество и ответственность».

Источник: www.wiki-ins.ru, 17.10.11