Страховщики на треть завысили свои прибыли за 2012 г., неадекватно оценив отложенные убытки из-за неплатежей коллег и клиентов, подсчитало агентство «Эксперт РА».

Прибыли страховщиков по РСБУ в 2012 г. могут быть завышены на 14–15 млрд руб. из-за неадекватной оценки просроченной дебиторской задолженности в российской отчетности, выяснил «Эксперт РА», исследовав отчетность 96 компаний (83% общей задолженности рынка без учета обязательного медицинского страхования). Это 30% совокупной прибыли отрасли за 2012 г. Если смотреть на данные по МСФО, то просрочено 11–12% дебиторской задолженности (за вычетом резервов – 8–9%), подсчитали в агентстве, в то время как РСБУ дает только 7,9% (5%). Дело в том, что в МСФО под обесцененную задолженность обязательно нужно создавать резервы, в РСБУ – не всегда, объясняет агентство.

Основная часть просроченной задолженности приходится на неплатежи клиентов за полисы (когда уплата премии растягивается во времени), расчеты с перестраховщиками и другими страховщиками по суброгации. К завышению прибыли по РСБУ и раздуванию балансов приводит невысокое качество управления дебиторской задолженностью у российских страховщиков, считает Алексей Янин из «Эксперта РА». В среднем зарезервирована лишь треть плохого долга, продолжает он: «И если крупные страховщики, как правило, адекватно оценивают свою просрочку, средние и небольшие компании предпочитают списывать ее по истечении срока исковой давности».

Крупные страховщики учитывают возможную просрочку дебиторской задолженности, подтверждает руководитель страховой практики KPMG в России и СНГ Эдриан Квинтон. Он объясняет механизм так. На момент начала действия полиса большая часть страховой премии будет считаться незаработанной, под которую страховщик вынужден сформировать резервы. Если держатель полиса не сможет оплатить взнос, компания должна списать долг за счет этого резерва. Сделав это день в день, страховщик не потеряет в прибыли. Но на практике так быстро это не происходит, в результате появляются убытки, которые уже нельзя восстановить, констатирует Квинтон. Компании же, ведущие учет по устаревшим стандартам, не списывают плохую задолженность, если ее срок составляет менее трех лет, добавляет он.

Проблема очень существенна для российского страхования, говорит директор финансового департамента «ВТБ Страхования» Евгений Решетин. Его компания, утверждает Решетин, полностью резервирует сомнительные долги (100% при задолженности свыше 90 дней, 50% – свыше 45 дней), а уже затем старается взыскать долги с неплательщика. Но так действуют не все, замечает он. «Даже отчетность по стандартам МСФО с учетом российской практики аудита не является панацеей», – соглашается с ним топ-менеджер крупной компании. Решетин же уверен: топ-менеджеры «очень многих компаний» не формируют резервы под просроченную дебиторскую задолженность, чтобы, например, ввести в заблуждение акционеров и получить по итогам года бонусы.

Дебиторская задолженность страховщиков, %

Страховщики, формирующие резервы под просроченную дебиторку

Доля просроченной дебиторки

Все компании

26

5

Региональные компании

21

0,9

Кэптивные

38

1,4

Средние и небольшие страховщики

12

1,9

Крупные страховщики

64

6,7

Источник: «Эксперт РА»

Источник: Ведомости, №162, 05.09.13

Автор: Нехайчук Ю.