В Свердловском областном суде возросло количество исков автовладельцев к страховым компаниям, иногда рассмотрение подобных дел составляет основную часть разбирательств.

Жительница Екатеринбурга Ольга Г. полгода судится со страховой компанией (СК) «Ренессанс», которая каждый раз подает апелляцию на решение суда. Страховщики отказываются выплатить Ольге 140,5 тысячи рублей за повреждения, которые нанес ее «Лэнд Роверу» чересчур торопливый водитель «Лады».

Между прочим, отечественное авто застраховано по ОСАГО в той же компании. Казалось бы, это обстоятельство упрощает процедуру согласования и ускоряет возмещение ущерба. Не тут-то было! Пострадавшей вообще отказали в какой бы то ни было компенсации. Дескать, на момент ДТП стаж вождения Ольги составлял 13 лет, а в договоре указано, что к управлению автомобилем допускается лицо с минимальным стажем вождения 14 лет. С точки зрения здравого смысла доводы страховой компании – абсурд. Ни в Гражданском кодексе РФ, ни в иных законах не сказано, что очевидная ошибка в договоре может стать основанием для отказа в компенсации ущерба после ДТП. Ведь страховка оплачена, за рулем находилась сама страховательница. К тому же ошиблась не автовладелица, а страховой агент, неверно заполнивший документы, то есть оплошность допустила СК.

– Мы уже сталкивались со случаями, когда «Ренессанс» из-за ошибок в данных о стаже вождения отказывал в выплатах. К тому же многие компании не соблюдают сроков выплаты возмещения, но абсолютно все занижают сумму ущерба. Разница доходит до десятков тысяч рублей. Был у нас прецедент: страховые эксперты насчитали чуть более девяти тысяч рублей в качестве компенсации, а специалисты независимой экспертизы при повторном осмотре – 93 тысячи, – рассказали «РГ» в свердловском региональном общественном движении «Комитет по защите прав автомобилистов».

– За последние годы число исков к страховщикам на Среднем Урале возросло на треть: с пяти с небольшим тысяч в 2011 году, удовлетворенных судами, до почти восьми тысяч в 2012-м. И тенденция роста сохраняется. Сумма, которую страховые компании обязаны возместить страхователям, выросла почти вдвое – с 226 миллионов рублей до 403 миллионов. Только за шесть месяцев 2013 года взыскано 187 миллионов рублей, и большая их часть относится к сфере автострахования. У СК существует негласная установка: выплачивать компенсации только по решению суда, более того, обжаловать каждое судебное решение, – рассказала «РГ» представитель Свердловского областного суда Екатерина Масленникова.

То, что в сфере автострахования происходит что-то неладное, стало ясно года два назад. Страховщики вдруг разом заговорили о том, что страхование автомобилей для них убыточно, что необходимо повысить стоимость полиса ОСАГО, но при этом никто из полутора сотен СК не отказался работать на этом рынке. Зато некоторые компании Центробанк РФ лишил права работать в сфере автострахования именно за то, что они нарушают условия договоров и закон. Например, в Свердловской области лицензию отобрали у компании «Уралрос». Но зачистка не решила проблемы, игнорировать правовые нормы стали те немногие СК, которые пользовались доверием у автовладельцев.

Страховые компании, вероятнее всего, несут определенные потери. По словам руководителя регионального представительства Российского союза автостраховщиков (РСА) Олега Цыпулина, на Урале убыточность ОСАГО сегодня доходит до 70 процентов при общероссийском показателе около 60 процентов. Причина – плохие дорожные условия и высокая стоимость ремонта машин и запчастей. Но представитель РСА считает, что само по себе ОСАГО не является причиной возникновения финансовых затруднений у страховщиков. Проблемы там, где ОСАГО и каско превышают 50 процентов портфеля страховых услуг. По данным того же РСА, убытки СК выросли на 7 процентов вследствие судебных разбирательств со страхователями. Иными словами, страховщики сами загоняют себя в угол, не выполняя условий договоров.

Прошлым летом корреспонденту «РГ» после ДТП пришлось обратиться в страховую компанию, услугами которой пользовался больше 10 лет. Деньги за ущерб обещали перечислить через пять месяцев – это грубое нарушение условий договора и закона об ОСАГО.

– У нас много обращений по выплатам, не успеваем. Жалуйтесь в суд, – заявили страховщики.

Придется. И по другому поводу тоже. За поврежденное крыло СК насчитала 7,5 тысячи рублей. Даже если найти неновую деталь за три-четыре тысячи, с учетом стоимости работ и краски (5–7 тысяч рублей) подачка от страховой не покроет все расходы. А ведь родное крыло стоит 12,5 тысячи рублей.

Кстати, в европейских и развитых азиатских странах сумма ущерба, стоимость ремонта и запчастей высчитывается по единой компьютерной программе. Претензий к этим расчетам ни у кого не возникает.

Отправлять автомобилистов подальше, то есть в суд, у страховщиков стало традицией. Цель понятна: обжаловать решения суда, тянуть до последнего, а там действовать по обстоятельствам: можно, например, о банкротстве заявить, тогда расплачиваться придется РСА. Что в принципе ничего не меняет, чаще всего, по признанию многих, дело снова доходит до суда.

…Ольга все еще судится со своей страховой компанией. Автомобиль стоит, а владелица не может полноценно работать, поскольку ее деятельность связана с постоянным передвижением по городу. На днях она расторгла договор с «Ренессансом» и застраховалась в другой компании. Впрочем, неизвестно, как там поведут себя, случись что. И тогда снова в суд.

Тем временем

Страховщики утверждают, что сфера автострахования убыточна, потому что нет единой методики оценки ущерба. О ней говорят, наверное, лет десять.

Затраты на ремонт, стоимость нормочаса и запчастей в регионах отличаются существенно, и привести их к общему знаменателю весьма затруднительно. Но если все-таки единая методика появится, неизвестно, кто от этого выиграет, ведь ее разработку поручили Российскому союзу автостраховщиков. Они что – сами себя лишат прибыли?

Тем не менее представителей общественности пригласили на слушания в Госдуме по проекту изменений в закон об ОСАГО. Активисты движения автомобилистов намеревались предложить меры по ужесточению государственного и общественного контроля за деятельностью страховых компаний. Но их попросту задвинули в угол, не дав толком изложить свои соображения. Но и методику отправили на доработку.

Между тем Генпрокуратура РФ поручила своим подразделениям в регионах проверить деятельность страховых компаний. Повод – автомобилисты жалуются, что страховщики при покупке полисов ОСАГО и каско принуждают клиентов страховать еще недвижимость и здоровье. В прокуратуре Свердловской области «РГ» сообщили, что пока таких указаний не поступало, однако надзорное ведомство готово провести проверку обращений, если они поступят.

Комментарий

Максим Едрышов, юрист, правозащитник:

– Автовладельцы должны помнить, что за каждый день просрочки выплаты страховая компания должна заплатить 136 рублей пени. Кроме того, суд может наложить на страховую компанию штраф в размере 50 процентов от суммы иска. И еще один важный момент: потребитель страховых услуг освобождается от уплаты госпошлины, если сумма судебного иска не превышает миллиона рублей. Про этот нюанс многие не знают. Но, судя по ситуации в автостраховании, в скором времени все автовладельцы начнут прекрасно разбираться в юриспруденции.

Справка «РГ»

Согласно закону об ОСАГО страховая компания должна расплатиться с клиентом в течение месяца со дня обращения, а компенсационные выплаты не могут быть меньше 80 процентов от суммы страховой премии (3 процента – в РСА, 77 – автовладельцу). Но, по данным общественных движений по защите прав автомобилистов, страховщики выплачивают от 40 до 50 процентов положенной суммы компенсации.

Кстати

Стало известно, что представители пяти крупных страховых компаний провели полузакрытую встречу в Центробанке, где, по сути, пытались надавить на правительство и подготовить через него общественность к мысли о необходимости повышения тарифов ОСАГО. Речь шла о 60–70 процентах, но никаких расчетов, свидетельствующих о такой необходимости, представлено не было. Общественники, узнав о рандеву, попросили ЦБ обнародовать сведения об убытках страховщиков. Надо же снять вопросы, которые волнуют миллионы автовладельцев. Вдруг правда все так печально, тогда никто не против платить за страховку больше. Но получили отказ: мол, эта информация раскроет коммерческие секреты компаний. Не странно ли?

Источник: Российская газета, 05.02.14

Автор: Горлов А.