Открытое обращение ФАР по ОСАГО
Президенту Российской Федерации
Председателю Правительства РФ
Председателю Банка России
Деятельность страховых компаний в сфере ОСАГО ведет к усилению социальной напряженности в Российской Федерации. Источниками социальной напряженности являются завышенный страховой тариф ОСАГО, завышение страховых премий и их бесконтрольное использование страховыми компаниями, занижение страховых выплат потерпевшим, необоснованная задержка страховых выплат страховщиками.
Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) затрагивает интересы более 40 миллионов страхователей – граждан РФ. Однако рассмотрение поправок в Закон об ОСАГО проведено узким кругом лиц без необходимого общественного обсуждения, без надлежащего учета заключений профильных комитетов Госдумы и других органов государственного управления, без привлечения и учета мнения общественных объединений автовладельцев. При этом предложения Федерации автовладельцев России с участием ФАР также не рассматривались и не обсуждались.
В настоящее время страховщиками не соблюдаются требования пункта 2 статьи 8 Закона об ОСАГО в части направления на страховые и компенсационные выплаты потерпевшим не менее чем 80 процентов от страховой премии. Согласно официальным данным ФССН, ФСФР и Банка России за 2004–2012 гг., сумма страховых выплат составляет только 54,4% страховой премии.
При этом негативные тенденции нарастают. Накопленная разность между 80% суммы страховой премии и суммой страховых выплат составляет 182,6 млрд руб., что втрое превышает страховые выплаты за 2012 год и более чем в 60 раз превышает установленные действующим законодательством лимиты страховых резервов. Как следует из приведенных данных, действующий страховой тариф ОСАГО завышен на 25%. При этом предполагаемое дополнительное повышение страхового тарифа на 25% приведет к его завышению до 50%, что составит дополнительное нарушение прав страхователей и требований Закона об ОСАГО.
Согласно данным органов страхового надзора, средняя сумма страховых выплат по ОСАГО составляет до 30 тыс. рублей, что в 4–5 раз меньше установленной Законом об ОСАГО страховой суммы (160 тыс. руб. и 120 тыс. руб. соответственно). Планируемое поправками в Закон об ОСАГО увеличение страховой суммы (до 500 тыс. руб. и 400 тыс. руб. соответственно) затрагивает лишь единичные случаи страховых выплат и не ведет к заметному увеличению общей суммы страховых выплат, то есть планируемое увеличение страховой суммы не требует увеличения страховых тарифов.
Страховые премии и выплаты по ОСАГО, млрд руб. Официальные статистические данные по РФ в целом
Российская Федерация |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Итого |
Страховые премии по ОСАГО |
50,6 |
55,3 |
63,6 |
72,0 |
75,5 |
81,0 |
91,7 |
103,3 |
121,4 |
714,4 |
Страховые выплаты по ОСАГО |
19,7 |
28,2 |
32,6 |
41,3 |
44,7 |
46,6 |
55,5 |
56,2 |
64,1 |
389,0 |
Выплаты к премии, % |
38,9% |
51,0% |
51,3% |
57,4% |
59,2% |
57,5% |
60,6% |
54,4% |
52,8% |
54,4% |
80% премии минус выплаты |
20,78 |
16,04 |
18,28 |
16,30 |
15,70 |
18,20 |
17,80 |
26,44 |
33,02 |
182,6 |
Источник: официальные сайты ФССН (до
Увеличение страховой суммы до 400 тыс. руб. в части возмещения имущественного вреда соответствует интересам наиболее обеспеченных страхователей. С учетом исключения из страховой выплаты по ОСАГО утраты товарной стоимости поврежденного имущества и износа подлежащих замене комплектующих изделий (до 80% их стоимости), что предусмотрено поправками в Закон об ОСАГО, получить страховую выплату в сумме 400 тыс. руб. смогут только владельцы наиболее дорогих транспортных средств стоимостью от 1,5 млн руб. и выше. В случае увеличения страхового тарифа ОСАГО это приведет к перераспределению доходов от наименее обеспеченных слоев населения (страхователей) к наиболее обеспеченным, что также усилит социальную напряженность в обществе.
Таким образом, увеличение страховой суммы в Законе об ОСАГО должно быть обусловлено отсутствием роста максимального тарифа ОСАГО в подзаконных нормативных актах Правительства РФ и (или) Банка России.
Кроме того, в предлагаемых поправках к Закону об ОСАГО произведена подмена «страховой суммы» на «страховую выплату» в качестве базы для расчета неустойки, которую страховщик должен выплатить страхователю в случае необоснованной задержки страховой выплаты. В результате этой подмены сумма неустойки будет уменьшена в несколько раз как по отношению к действующей норме Закона об ОСАГО, так и по отношению к нормам Закона «О защите прав потребителей».
Изменение этой нормы неприемлемо, поскольку ведет к снижению ответственности страховщиков за необоснованную задержку страховых выплат. Предоставленный законом срок 30 дней на осуществление страховой выплаты потерпевшему является достаточным с учетом всех предусмотренных законом процедур, а необоснованное превышение этого срока страховщиком должно приводить к адекватной ответственности.
В связи с изложенным и с целью недопущения роста социальной напряженности в обществе предлагаем не допустить увеличения страховых тарифов ОСАГО в Российской Федерации. Одновременно предлагаем учесть в поправках в Закон об ОСАГО предложения общественных объединений автовладельцев.
Руководитель Федерации автовладельцев России С.В. Канаев
Источник: autofed.ru, 03.04.14
< Предыдущая | Следующая > |
---|