Подписан приказ минпромторга о квалификационных требованиях к техническим экспертам, которые будут проводить техосмотр.

 

Чуть ранее был опубликован приказ минэкономразвития о требованиях к аккредитации операторов техосмотра. Однако воспользоваться его рекомендациями ни Российский союз автостраховщиков, ни операторы не могли, потому что одно из главных условий аккредитации – наличие хотя бы одного технического эксперта.

А требования к ним утверждены только сейчас. Но это еще не возможность в срочном порядке аккредитоваться. По закону операторы смогут это начать только с 1 января 2012 года. Поэтому в январе новые операторы вряд ли появятся. Работать будут те же компании, которые работали по договору с МВД.

Приказ будет опубликован на днях. Также будут опубликованы и два постановления правительства. Первое касается обеспеченности пунктами техосмотра регионов. В нем будет прописана методика расчета необходимого количества пунктов. А если вдруг в регионе не нашлось столько юридических лиц и предпринимателей, желающих поработать на поприще техосмотра, то местным властям придется создавать такие пункты самим. Это делается, чтобы жителю Чукотки не пришлось ехать за техосмотром в Красноярский край или Приморье.

Второе постановление правительства – о единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Именно в эту систему должны заноситься все данные о выданном талоне или о не прошедшей техосмотр машине. Эта база данных должна быть доступна для страховщиков, чтобы при продаже полиса ОСАГО они с ней сверялись и получали информацию, действительно ли этот автомобиль прошел техосмотр и получил заветный талон.

Эта база также важна и для автомобилиста, чтобы в случае если произошла авария из-за неисправности машины, он знал, кому предъявлять претензии. Ведь с нового года за это наступает совокупная ответственность оператора техосмотра, технического эксперта и собственника автомобиля. Она важна Российскому союзу автостраховщиков, чтобы контролировать операторов техосмотра.

Она не нужна МВД. Ведь техосмотр на дороге инспекторы проверять не будут. Но создать эту базу и быть ее операторами им поручено данным постановлением правительства. В нем оговаривается, какая информация должна быть в этой базе и на каких условиях ее необходимо туда поставлять. Прописаны и требования к защите этих данных. То есть поставляться они туда должны только подписанные усиленной электронной подписью. Также МВД должно ежедневно копировать данные базы и хранить их в течение пяти лет. Но операторам техосмотра все равно пока не понятно, как передавать и получать сведения из этой системы.

Корреспонденты «РГ» побывали на одном из пунктов техосмотра в Подмосковье в Одинцовском районе, который пока еще работает по договору с ГАИ, но с первого января перейдет на работу по новым правилам.

Очередь перед новым годом состояла из трех машин. Их проверка у трех экспертов занимала по 15 минут. Это ниже действующего норматива – он сегодня составляет 40 минут. С нового года будет составлять 30 минут. Но, по словам госинспектора технадзора ГИБДД Одинцовского района Подмосковья Дмитрия Крылова, есть вероятность, что с нового года появятся очереди. И в первую очередь это касается пунктов гостехосмотра. Тех, которые будут работать по старой схеме. То есть с участием ГАИ. Однако по новым ценам – то есть только за госпошлину в размере 300 рублей. Во-первых, у кого-то закончится мораторий, у кого-то страховка, кто-то приобретет б/у автомобиль. Во-вторых, свою роль сыграет и цена. На пункте гостехосмотра пройти эту процедуру будет значительно дешевле, чем на коммерческом. В-третьих, еще непонятно, как заработает новая система, а со старой, опробованной все ясно.

Одна беда, что сейчас в районе четыре пункта техосмотра, а с нового года государственным останется только один – он находится в Звенигороде. Остальные пункты получат статус операторов.

Но если на этом пункте вдруг возникнут очереди, то уже готово распоряжение руководства областного ГИБДД, что работать он будет круглосуточно.

Еще есть одна проблема. С первого января пункты техосмотра, которые работали совместно с ГАИ, лишатся доступа к информационной базе данных.

Действительно, операторам не нужна база по угонам, им не нужна база по розыску лиц. Им требуется только доступ к базе техосмотра. Причем как к вновь создаваемой, так и уже действующей.

Последняя нужна не только им, но и страховщикам. Как они будут с нового года выписывать полис ОСАГО? Им предоставят талон ТО. А вдруг он поддельный? Значит, нужно проверить. Получат ли они доступ к этим ресурсам?

Надо сказать, что государственные пункты техосмотра начнут работу в новом году с 3 января. А коммерческие, скорее всего, с 11-го. Десять дней им потребуется, чтобы понять, как работать в новых условиях, и подготовиться к приему автомобилистов.

Источник: Российская газета - Федеральный выпуск, №294, 29.12.11

Автор: Баршев В.