Трудности «Восхождения» туроператоров
Временная администрация из Центрального банка России, которая займется взаимодействием «Восхождения» с турфирмами, начнет работу на следующей неделе. Люди из ЦБ постараются если и не вывести страховую компанию на прежний уровень, то хотя бы сохранить ее настоящее имущество. Как обстоят дела вокруг «Восхождения» сейчас, узнавала «Фонтанка».
За приостановившую свою деятельность «Неву» по-прежнему отдувается страховая компания «Восхождение», которой Центральный банк России 29 июля запретил заключать новые договоры. Представители ЦБ еще не прибыли к страховщику – руководство «Восхождения» ожидает возможности познакомиться с временной администрацией в понедельник, 4 августа. «Вестник Банка России» писал, что страховщик не выполнил предписаний Федеральной службы по финансовым рынкам, а каких именно – не уточнил.
Исходя из приказа Министерства финансов РФ, датируемого апрелем 2011 года, люди, назначаемые Центробанком в страховые компании, должны устранить основания по приостановке вожделенной лицензии и принять меры по предупреждению банкротства. В пресс-службе ЦБ от комментариев отказались. В «Восхождении» на эту ситуацию смотрят по-своему.
– На самом деле компания ничего не нарушала. А предписания они выдают всем подряд, и банкам, и страховщикам, всем финансовым институтам, – поделился мнением гендиректор «Восхождения» Владимир Каныгин.
Согласно Единому федеральному реестру туроператоров, деловые отношения с «Восхождением» в настоящее время имеют 38 турфирм, и это не считая «Невы». Сам страховщик уже не делает прогнозов по взаимодействию с другими операторами – эта сфера деятельности тоже переходит под юрисдикцию временной администрации ЦБ.
– Надзирающий орган как бы говорит: «Давайте вы разберетесь с тем, что приключилось у вас сейчас. Если у вас будет достаточно денег, ну, отлично, вы все выплатите, продолжите деятельность, и мы возобновим вам лицензию. Если вы будете осуществлять выплаты, и при этом вам не хватит денег, последуют следующие действия надзирающего органа. Когда будет этот второй этап, если он будет, тогда уже не будет никаких гарантий, что будут выплачены гражданам какие-либо текущие денежные средства, потому что государство этого не предусматривает, – поясняет ситуацию один из руководителей юридической фирмы «Качкин и партнеры» Дмитрий Некрестьянов.
В беседе с корреспондентом «Фонтанки» замдиректор «Турпомощи» Александр Осауленко сообщил: «Хотя это не в нашей компетенции, но мы в курсе, что многие турфирмы уже были перестрахованы до этих событий с «Невой». Сейчас турфирмы уже более активно перестраховывают свои обязательства в других компаниях. Я не говорю за всех операторов, конечно». Между тем он отказался называть конкретных туроператоров, которые якобы перестраховали собственные риски.
Осауленко намекнул, что основные туристические партнеры «Восхождения», по его информации, перераспределяющие страховые риски, имеют финобеспечение в размере 30 млн рублей. Московский «Клуб путешествий», относящийся к упомянутой категории операторов, не подтверждает информацию «Турпомощи».
Информацию «Турпомощи» «Фонтанке» туроператоры не подтверждают.
– Мы пока не собираемся менять условий договора со страховщиком. Смена страховой компании возможна в случае официального объявления невозможности выполнить обязательства «Восхождения» по ранее заключенным договорам, – сообщает креативный директор «Клуба путешествий» Алексей Мясников.
Действие договоров СК «Восхождение» с операторами, финансово обеспечившими себя на 30 млн рублей, завершится в 2015 году. Среди них можно отметить более-менее известные «АДА-Симпозиум», «Аэрокредо», «Мир путешествий», «Территория-ПРО», «Исратур», «Мир туризма», «ОМ Тревел», «Перемена», «Сурья», «Трансконтиненталь Груп» – почти все из них имеют головные офисы в Москве.
При этом выделяется «Чабука-Тур», чей контракт со страховщиком истекает в начале весны. Ростовский «Рейна-Тур», «Нордлайн» из Калининграда и «ЭфАйТи», базирующийся в столице, пока планируют работать с этим страховщиком до 31 мая следующего года. В свою очередь, «Спектрум-Тревел» и «Легенда» намерены сотрудничать с «Восхождением» вплоть до июня 2015 года включительно.
На сегодняшний день из почти четырех десятков туркомпаний только одна поспешила сменить партнера. «Корал тревел» заключил договор с «Восхождением» в середине мая, а действовать обязательства должны были с сентября 2014 года по август 2015 года. Однако 31 июня «Корал тревел» сообщил об изменениях.
«Договор на страхование гражданской ответственности начиная с 1 сентября 2014 года заключен с компанией «ВСК». Соответствующие документы направлены в Ростуризм», – сообщило руководство «Корал тревел» на своем сайте.
Еще один известный туроператор, «Лабиринт», в феврале этого года заключил договоры со своими страховщиками – ВСК и «Восхождением». Контракты действуют с июня этого года до июля следующего. Правда, финансово обеспечивает турфирму ВСК на сумму чуть крупнее – 60 млн против 40 млн. Специалист отдела маркетинга «Лабиринта» Александр Васильев называет сумму финобеспечения, предоставленную «Восхождением», незначительной. Более того, он добавляет, что ни вопросов о перестраховании, ни о предъявлении каких-либо претензий к страховщику компания перед собой не ставит. Компания «Полар-Тур» с финобеспечением в 60 млн рублей также не видит надобности в смене страховщика или перераспределении рисков.
Некоторые турфирмы привыкли пользоваться услугами «Восхождения», оперируя совсем другими цифрами. Например, центр «Источник» формирует пакеты больше чем в 40 стран, при этом ответственность застраховал всего лишь на 500 тысяч рублей. На такую же сумму финансово обеспечил себя «Тревел Эксперт», числящийся в реестре туроператоров, но специализирующийся на, грубо говоря, просвещении отрасли – различных бизнес-курсах и семинарах. В списке «пятисот тысяч» московская гостиница «Кадашевская», которая также заявила «Фонтанке», что намерена сотрудничать с упомянутой страховой компанией без разрыва контракта. Между тем на сумму в 500 тысяч рублей застраховались московские операторы «Анкор», «Эконом-тур Крым», «Белый лебедь» и «Дилижанс» из Волгограда. Защищать права потребителей вместе с иным страховщиком они также не спешат, судя по Единому федеральному реестру.
На момент подготовки публикации представители Российского союза туриндустрии были недоступны для комментария.
О банкротстве «Восхождения» речи не ведется. В то же время за свою страховку начинают беспокоиться в отрасли, которая вовсе не имеет отношения к туризму.
«Вероятнее всего, страховую компанию «Восхождение» ждет банкротство. Если не произойдет чудо, уже на 1 августа 2014 г. собственный капитал компании станет менее размера, который необходим для страхования ответственности застройщиков. Закон не дает четкого ответа – нужно ли застройщикам заново приобретать страховку, если страховщик – банкрот. Как сложится применительная практика и обяжут ли застройщиков, соблазнившихся дешевыми страховками «Восхождения», платить второй раз, мы скоро узнаем», – писал в корпоративном блоге гендиректор Национального объединения страховщиков ответственности застройщиков Вадим Белявский. Запись датируется 22 июля.
– При банкротстве страховой компании возможна продажа так называемого страхового портфеля другой страховой компании. Но это, знаете, как с плохими банками. Есть заложенный в законе механизм, когда страховщика заменяет другое лицо, которое покупает все его обязательства. Купит ли кто-нибудь такой страховой портфель, это вопрос, который на текущий момент ответа не имеет, – подчеркнул Дмитрий Некрестьянов из юрфирмы «Качкин и партнеры».
Как известно, до «Восхождения» страховщиком «Невы» числилась компания «СОГАЗ». Были ли они еще зимой осведомлены о нестабильном положении турфирмы, до конца не ясно, однако, как стало известно, страховая компания не стала продлевать отношения и с другими турфирмами, с которыми имела отношения.
– Компания приняла системное решение выйти из сегмента страхования ответственности туроператоров. Причина этого решения – непрозрачность туристического бизнеса. У страховщиков нет возможности диагностировать возможные финансовые проблемы туроператоров и влиять на них, соответственно – нет и возможности должным образом оценить риски в этом виде страхования, – комментирует недавний шаг своей компании замдиректора по маркетингу СК СОГАЗ Екатерина Двойникова.
Источник: Фонтанка.ру, 01.08.14
Автор: Звезда С.
< Предыдущая | Следующая > |
---|