Петр Шкуматов («Синие ведерки»): «Закон об ОСАГО поправили, чтобы «кинуть» водителей»
С августа автовладельцам разрешили оформлять ДТП с ущербом до 50 тыс. рублей без вызова ГИБДД, а с октября выплаты по ОСАГО увеличат со 120–160 тыс. рублей до 400–500 тыс. при подорожании полиса на четверть. Водители все равно продолжат вызывать инспекторов на любую аварию, а подорожание полиса не приведет к повышению выплат, утверждает в интервью «НИ» координатор общественного движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. По его словам, и обязательная страховка ОСАГО, и добровольная каско превратились лишь в средство обирания водителей без возможности реально компенсировать ущерб.
– С октября выплаты водителям по страховым полисам ОСАГО увеличатся со 120 до 400 тыс. рублей при имущественном ущербе и со 160 до 500 тыс. рублей при ущербе для жизни и здоровья. При этом полисы подорожают на 20–25%. Водителям это выгодно?
– Повышение выплат – это фикция. Дело в том, что считать ущерб страховщики будут по единой методике оценки ущерба, которую сейчас сами же придумывают, и никак повлиять на то, что они по ней рассчитают, мы не сможем. Понятно, что они придумают выгодную для себя методику расчета. Допустим, если они узаконят формулу, что выплата равна «ущерб, разделенный на два», то так все и будет.
– Все-таки потолок выплат увеличится значительно. Значит ли это, что попавшие в ДТП водители станут получать больше?
– Средняя сумма ущерба при авариях сейчас равна 27 тыс. рублей, поэтому повышение верхней планки могло бы помочь всего нескольким процентам автовладельцев. Но и они ничего не выиграют, потому что формула просто не позволит им получить максимальные выплаты.
– Насколько подорожает полис ОСАГО?
– По Москве полис ОСАГО сейчас стоит около 4,5 тыс. Думаю, что в октябре он подорожает примерно на 20% – до 6–7 тысяч.
– В законе заложена возможность ежегодной индексации цены полиса без индексации выплат. Значит ли это, что каждый раз мы будем платить за ОСАГО больше, чем в предыдущий?
– Да, думаю, страховщики будут использовать все возможности для того, чтобы увеличивать цены. Жадности нет предела.
– Будут ли работать остальные нормы нового закона?
– Кроме фиктивного повышения выплат новый закон таит в себе еще парочку «троянских коней». Как всегда, на бумаге все выглядит привлекательно, но по факту лучше не станет. Например, норма о том, что оформить ДТП без присутствия сотрудников ГИБДД можно, если сумма ущерба не превышает 50 тыс. рублей (а не 25 тыс. рублей, как раньше), – вроде бы позитивный сдвиг. Но никто не знает, что это возможно, только если у обоих участников ДТП страховые полисы оформлены после 2 августа.
– Что будет, если их страховые полисы старше?
– Если хотя бы у одного из участников аварии полис оформлен до 2 августа, то при ущербе более 25 тыс. рублей оформление без сотрудника ГИБДД окажется незаконным и никто им ничего не выплатит. По сути, это очередная возможность для того, чтобы «кинуть» водителей.
– А норма о том, что водители из Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей могут «по упрощенке» оформить ДТП с ущербом до 400 тыс. рублей?
– Эта норма тоже работать не будет. В законе также прописано, что у обоих водителей в машине должно стоять отслеживающее устройство страховщика – GPS, ГЛОНАСС, например, тогда оформляться без сотрудника можно. А если у одного из участников аварии его не будет, то людей «пошлют». Это феерическая мошенническая схема, когда человек уверен, что может спокойно без «гибэдэдэшников» оформлять аварию до 400 тыс., а потом оказывается, что из-за того, что в его машине не было следящего устройства, ему не выплатят вообще ничего. Люди останутся без денег, и это будет абсолютно законно.
– Хоть в чем-то новый закон облегчит жизнь водителям?
– В выигрыше окажутся только старые машины, потому что раньше, если износ деталей автомобиля был больше 50%, то владельцу в случае ДТП не выплачивали практически ничего, а сейчас эту планку подняли до 80%.
– Цены повышаются не только на ОСАГО. С начала года цены на страхование каско увеличились в среднем на 20–40%. С чем это связано?
– Имеют право. Каско – вещь добровольная. Хочешь платить миллион – плати миллион. Каско – рыночный продукт, и цены на него формируются, исходя из коммерческих показателей. Конечно, нельзя исключать и возможность сговора страховщиков – когда они могут просто договориться поднять цены. Но в случае с каско водитель может выбрать не платить эту сумму, а вот ОСАГО является уже не страхованием, а пропуском на дорогу – чтобы «гибэдэдэшники» номера не скрутили.
– В последнее время участились случаи обращений в страховые компании с незначительными повреждениями после аварий, и в связи с этим многие компании затягивают с ремонтом. Насколько такое оправдание обоснованно?
– Это, конечно, нонсенс, но в принципе даже если вам поцарапали лак на машине, то вы можете обратиться в страховую компанию. Просто наши страховщики не хотят вкладываться в оптимизацию процессов для уменьшения издержек и повышения эффективности. Они хотят просто повышать тарифы – от этого и очереди.
– То есть с очередями на ремонт ничего не сделаешь?
– Во Франции, например, страховые компании вкладывают большие деньги в громадные сервисные станции – это целые заводы по ремонту автомобилей. За счет этого повышается и скорость, и качество ремонта. В России такого нет.
– Почему? Ведь страховые компании обязаны предоставить человеку выбор: либо выплатить компенсацию, либо обеспечить ремонт.
– Это сейчас ввели обязательность альтернативы – либо получать деньги наличными и самому чинить, либо сдавать страховщикам на ремонт, а раньше ремонтировать брезговали и предпочитали платить наличными, причем выплаты значительно уступали реальному ущербу. Я вот недавно ударил машину: мне выплатили 10 тыс. рублей, а реально ремонт стоил 25 тыс.
– Получат ли водители хоть какую-то выгоду от нового закона?
– Вряд ли. Более того, мы, возможно, получим еще меньше, чем было раньше. До вступления в силу закона страховщик мог «кинуть» человека (например, оценить его ущерб меньшей суммой, чем есть на самом деле) и ждать, пойдет ли водитель в суд разбираться или нет. А сейчас «кидалово» может быть узаконено в самой формуле расчета ущерба, и никакой суд уже не поможет. Как по формуле получилось – так и правильно. Ведь у водителей нет своего лобби в Центробанке (именно он утверждает методику расчета), а у страховых компаний есть. Получается, что водитель должен платить всем подряд: государству – за платные парковки, страховщикам – за полисы, а в итоге все равно остается в положении проигравшего.
Источник: Новые Известия, 12.08.14
Автор: Крутилина К.
< Предыдущая | Следующая > |
---|