Сегодня вступает в силу второй пакет поправок в закон об ОСАГО в рамках масштабной реформы «автогражданки». Автовладельцев должен порадовать ряд нововведений, и прежде всего – серьезное сокращение срока урегулирования страхового случая. К тому же граждане, застраховавшие ответственность по договору каско, могут не ждать ГИБДД для оформления справки о ДТП: возместить убытки отныне обязаны и без нее. Вместе с тем водители лишились права обращаться напрямую в суд для выяснения отношений со страховщиком – сначала нужно пройти процедуру досудебного разбирательства с компанией.

Вступающие в силу поправки к закону об ОСАГО делятся на несколько блоков. Во-первых, с 30 до 20 дней сокращается срок урегулирования страховых случаев. Время отсчитывается с момента получения страховой компанией полного пакета документов от потерпевшего. Если документы направлены страховщику в электронном виде, у компании есть еще 3 дня на их проверку. «Это очень сжатый срок, который потребует существенной перестройки бизнес-процессов страховых компаний, – считает президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Павел Бунин. – Закон предусматривает ужесточение санкций в отношении страховщиков за неисполнение обязательств». Неустойка составляет 1% от размера выплаты в сутки.

По истечении отпущенного срока страховщик обязан выдать гражданину деньги, направление на ремонт или отказать (указав мотивацию) в возмещении убытков. За непредоставление мотивированного отказа действует отдельная санкция: 0,05% от страховой суммы в день.

Еще одна проблема, которая решается законом, – возмещение убытков по договорам, которые были заключены не с компанией напрямую, а через агентов или брокеров. Нередки ситуации, когда страховщики отказывали в выплате, если посредник, к примеру, не передал в компанию страховую премию (или передал не в срок). Теперь страховые компании не вправе отказать потерпевшему, используя такую мотивировку.

Следующий блок изменений касается новых правил применения европротокола – оформления мелких ДТП без участия ГИБДД. Европротокол применяется в РФ несколько лет, но популярным так и не стал, в рамках масштабной реформы «автогражданки» эта проблема поэтапно решается. Так, со 2 августа с 25 тыс. до 50 тыс. руб. увеличился лимит ущерба, который может быть заявлен при европротоколе. Теперь аннулировано требование страховых компаний предоставлять справки об авариях (их выдают инспекторы, оформляющие ДТП), если машина застрахована по каско: даже при поцарапанном бампере собственнику авто приходилось ждать гаишника. В ЦБ планируют отменить это требование – соответствующий проект указания опубликован на сайте Центробанка. «Не допускается возложение страховщиком на страхователя обязанности получения документов, которые могут быть получены самостоятельно», – отмечается в проекте. Планируемый срок вступления в силу документа – 1 сентября 2014 года, однако, как пояснили «Ъ» в РСА, страховщики не сразу начнут работать по новой схеме: в течение месяца они должны будут привести внутренние правила компаний в соответствие с требованиями ЦБ. Кроме того, нововведение распространяется только на договоры, заключенные после 1 сентября.

Напомним, масштабная реформа ОСАГО обсуждалась правительством и страховщиками в течение нескольких лет. Долгое время она не могла сдвинуться с мертвой точки: страховщики настаивали, что перемены неизбежно обернутся ростом тарифов, однако Белый дом требовал сохранить цены на ОСАГО (этот вид страхования социально значим). В итоге договоренность достигнута. Так, в октябре со 160 тыс. до 400 тыс. руб. повысится максимальный размер компенсации ущерба в рамках ОСАГО, одновременно с этим страховщики получат право увеличить тарифы примерно на 25%. В 2015 году со 160 тыс. до 500 тыс. руб. вырастут выплаты по ущербу жизни и здоровью – цены на страховку вырастут снова, но насколько, пока неизвестно.

В рамках реформы страховщики всячески пытаются себя обезопасить от судебных исков со стороны недовольных автовладельцев. К примеру, теперь оговорено, что общий размер санкций за нарушение установленных сроков рассмотрения убытка с 1 сентября не может превышать размер страховой суммы. «Это важное дополнение, которое позволит решить проблему взыскания автоюристами штрафов и неустоек, многократно превышающих страховую сумму, в судах», – пояснил Павел Бунин. Кроме того, водители при возникших претензиях к страховой компании теперь не имеют права сразу обращаться в суд: вводится обязательный досудебный порядок рассмотрения споров. «В случае если потерпевший недоволен работой страховщика, он должен направить в компанию аргументированную жалобу с приложением соответствующих документов, – пояснили в РСА. – Страховщик в пятидневный срок обязан рассмотреть обращение и ответить на него. Если при подаче иска в суд потерпевший не предоставит подтверждение, что он обращался с претензией в страховую компанию, суд оставит дело без рассмотрения».

Источник: Коммерсантъ, №155, 01.09.14

Автор: Буранов И.