Минсельхоз планирует создать госкомпанию на рынке страхования
Правительство поручило Минсельхозу, Минфину, Минэкономразвития, Банку России, Россельхозбанку и объединениям страховщиков, осуществляющих сельскохозяйственное страхование с господдержкой, проработать вопрос о целесообразности создания государственной перестраховочной компании в аграрном секторе, а также о применении института государственно-частного партнерства в этой сфере.
Идея создания такой компании была предложена на заседании правительства министром сельского хозяйства Николаем Федоровым. Однако далеко не все в кабмине разделяют его мнение. Так, глава Минфина Антон Силуанов считает это нецелесообразным. «Представляется спорным вопрос о создании единой перестраховочной компании. Сегодня рынок перестрахования сложился, и если мы будем создавать государственную перестраховочную компанию, это приведет к перекосам рынка и снижению там доли частного сектора», – сказал А.Силуанов. Он также отметил, что это будет создавать стимулы передавать «заведомо невыгодные риски государству». К тому же создание такой компании потребует выделения дополнительных федеральных ресурсов, в частности для докапитализации Россельхозбанка.
Председатель Банка России Эльвира Набиуллина также не поддержала инициативу Минсельхоза. «Идея имеет недостатки. Есть вероятность возникновения кумуляционного эффекта, который будет обусловлен сосредоточением всех рисков у одной перестраховочной компании. И в случае возникновения крупномасштабных событий природного характера, и при недостаточной емкости перестрахования это, конечно, потребует выделения значительного объема дополнительных средств федерального бюджета», – считает она.
«Мы не знаем ни одного случая на российском рынке, когда выплата сельхозпроизводителем не могла быть получена в полном объеме из-за ограниченных возможностей перестраховщиков либо их отказа от исполнения обязательств, – говорит президент Национального союза агростраховщиков (НСА) Корней Биждов. – Сейчас в России насчитывается не более 20 договоров страхования с объемом ответственности страховщика в пределах 10 млн долл. По сравнению с объемом страхуемых рисков в других секторах экономики это ничтожно мало».
Однако идея создания госперестраховщика в агросекторе может стать актуальной несколькими годами позже, если в стране разовьется институт прямого страхования в сельском хозяйстве, считает К.Биждов: «Дело в том, что договоры прямого страхования сельхозрисков заключаются сегодня в модели добровольного страхования, а вот договоры перестрахования этих добровольно принятых страховщиками рисков в концепции госагроперестрахования почему-то предлагается сделать обязательными».
К.Биждов считает обнадеживающим заявление Дмитрия Медведева о планах по наращиванию объемов субсидий по всем направлениям поддержки аграриев. Он рассчитывает, что поддержка в виде финансирования 50% премий по договорам страхования аграрных рисков растениеводам и животноводам может быть расширена.
В 2014 году объем господдержки на эти цели из федерального бюджета составил 5 млрд руб., и 1 млрд был выделен госбюджетом на субсидирование страховых премий животноводам.
«Предложение Минсельхоза о создании государственной перестраховочной компании, по мнению Всероссийского союза страховщиков, нецелесообразно, – считает глава ВСС Игорь Юргенс. – Эксперты и специалисты, хорошо разбирающиеся в страховании, уверены, что на нынешнем этапе для перестрахования сельхозрисков емкости отечественного рынка вполне хватает. Идея образования госкомпании в агростраховании периодически возникает у некоторых чиновников, но ничего полезного для развития рыночных отношений на селе и создания реальной страховой защиты для сельхозпроизводителей она не имеет. Более того, это приведет к дополнительным и неоправданным расходам из госбюджета. Хотел бы отметить, что, несмотря на значительные темпы прироста страховых премий в агростраховании в первой половине нынешнего года, ведущие страховщики относятся к нему достаточно осторожно. Это связано, на мой взгляд, с катастрофическими убытками прошлых лет и высоким риском мошенничества. Вместе с тем при правильном решении существующих сейчас в агростраховании проблем этот сегмент страхового рынка является перспективным».
По мнению первого зампреда правления СОГАЗа Николая Галушина, появление государственной перестраховочной компании в АПК не решит текущих проблем. Среди них – отсутствие четких критериев оценки рисков, четкого определения страховых случаев, стандартов контроля соблюдения агротехнологий, экспертизы страховых событий, стандартов рассмотрения претензий и страховых случаев, непредвзятого отношения к решению страховщиков по отказу в выплате возмещения из-за отсутствия свершившегося события или из-за нарушения страхователем агротехнологии. Из-за этого набора факторов практически невозможно перестраховать риск внутри РФ или на международном рынке – объем передаваемой перестраховочной премии несопоставим с неопределенностью, приобретаемой вместе с договором перестрахования перестраховщиком.
Между тем дела на рынке агрострахования не так уж плохи. Темпы прироста премий в агростраховании оказались самыми высокими в первом полугодии 2014 года, оставив далеко позади классические имущественные виды страхования и страхование ответственности. По данным Центробанка РФ, в первом полугодии общий объем страховых премий, полученных российскими агростраховщиками, увеличился по сравнению с показателем января-июня прошлого года (6,433 млрд руб.) на 37,2% и достиг 8,823 млрд руб.
Динамика страховых взносов в основных секторах (I пг.
Источник: ВСС
Источник: Российская бизнес-газета, №36, 16.09.14
Автор: Евпланов А.
< Предыдущая | Следующая > |
---|