Страховщики дистанцируются от проблем лопнувших турфирм
Компания «Авеста», которая должна выплатить 120 млн рублей обманутым клиентам турфирм «Атлас» и «Солвекс-турне», пытается через суд признать страховые договоры незаключенными.
В ситуации с банкротствами российских туристических фирм появился неприятный прецедент. Страховая компания «Авеста», которая застраховала гражданскую ответственность перед туристами петербургских турфирм ЗАО «Атлас» и ООО «Солвекс-турне» на 120 млн рублей, теперь просит Арбитражный суд признать страховые договоры незаключенными. Эксперты считают, что таким образом страховщики пытаются избежать многомиллионных выплат. Они также опасаются, что в случае успеха «Авесты» ее примеру могут последовать и другие страховые компании, которые сейчас столкнулись с необходимостью возмещать ущерб клиентам лопнувших турфирм.
Иски в Арбитражный суд от СК «Авеста» поданы к туристическим компаниям из Санкт-Петербурга – ЗАО «Атлас» и ООО «Солвекс-турне», у которых число пострадавших клиентов оценивается более чем в 5 тыс. человек. В исках значатся разные формулировки: «Иск о признании недействительным и расторжении договора»; «Иск о признании договоров страхования незаключенными». Четыре из них адресованы «Солвекс-турне» и два – «Атласу».
Первым стал иск «Авесты» к «Атласу» от 15 сентября 2014 года, в котором требуется расторгнуть договор страхования и признать его недействительным. Два других иска к «Атласу» и «Солвекс-турне» были поданы одновременно – 17 сентября. Еще три поданы с 22 по 24 сентября.
Гражданская ответственность туроператора «Солвекс-турне» перед своими клиентами была застрахована на 450 млн рублей тремя компаниями: «Авеста» – 120 млн, «Восхождение» – 300 млн и ВСК – 30 млн рублей. Однако в августе у «Восхождения» отозвали лицензию.
Представители «Авесты» не смогли пояснить, по какой причине было принято решение считать страховые договоры с «Атласом» и «Солвекс-турне» незаключенными. Что касается выплат пострадавшим туристам, то страховщики пояснили, что принимают решение в каждом случае индивидуально.
По мнению экспертов, страховщики пытаются дистанцироваться от проблемных клиентов, чтобы избежать многомиллионных выплат.
– Нам известна эта ситуация – это попытки компании-страховщика избежать выплат, которые ей предстоят по заключенным договорам. Насколько мы знаем, все договоры были легитимными, подписаны они были еще в апреле 2014 года гендиректором «Солвекс-турне», – рассказала «Известиям» официальный представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. – Похоже, что это очередная страховая компания, которая собрала страховую премию и решила, что будет теперь почивать на лаврах. А вскоре выяснилось, что по этим договорам нужно выполнять обязательства.
С ней согласен и адвокат Кирилл Бельский, защищающий представителей турбизнеса.
– Существует куча формальных условий, при которых можно потребовать признать договор страхования не заключенными – например, если в договоре не раскрываются его существенные условия, – рассказал «Известиям» Бельский. – В целом схема не новая, страховщики хотят таким образом избежать выплаты страхового возмещения. Смысл этой операции состоит в том, что если договор не заключен, он не порождает и никаких правовых последствий.
Аналогичной точки зрения придерживается и адвокат коллегии «Плешаков, Ушкалов и партнеры» Вячеслав Ушкалов, практикующий в арбитражах.
– Если суд встанет на сторону истца и признает договор страхования незаключенным, то все туристы, страховавшиеся там, лишатся возможности получить свои деньги, – рассказал «Известиям» адвокат Вячеслав Ушкалов. – Именно эту цель страховщики и преследуют, пытаясь оспорить договоры. Они хотят уйти от ответственности.
Юрист считает, что страховщикам будет непросто выиграть суд, потому что постановление Высшего арбитражного суда от февраля 2014 года рекомендует судьям выносить как можно меньше решений о признании такого типа договоров незаключенными.
Эксперты также опасаются, что примеру «Авесты» могут последовать и другие страховщики. С начала года в России произошла целая серия банкротств туроператоров. О невозможности выполнить свои обязательства заявили петербургские туроператоры «Фирма Нева», «Атлас» и туроператор «Солвекс-турне», московская компания «Роза ветров Мир», туроператоры «Экспо-Тур», «Идеал-Тур», «Лабиринт», группа компаний «ИнтАэр», туроператор «Нордик Стар», турагентство «Сургуткурорт», туроператор «Ветер странствий», турагентство «Формула хорошего отдыха», туроператор «Этюд», брянский «Милана тур», туроператор «Южный Крест» и турагентства «Море Солнца» и «Скай-тур». Общий ущерб оценивается в несколько миллиардов рублей.
По фактам афер в некоторых из этих компаний были возбуждены уголовные дела по статье 159 УК («Мошенничество»).
Против руководителей «Атласа» и «Солвекс-турне» также возбуждены уголовные дела о мошенничестве. По «Атласу» дело по ст. 159 УК РФ было заведено 15 сентября 2014 года. Директор «Атласа» 69-летний Дмитрий Смирнов был помещен под домашний арест 23 сентября. Как полагает следствие, в результате его действий пострадали 150 человек, был нанесен ущерб в размере 10 млн рублей. Дело о мошенничестве в отношении руководства «Солвекс-турне» возбудили чуть раньше – 12 сентября, а 9 октября домашний арест как меру пресечения избрали для гендиректора «Солвекс-турне» 60-летней Тамары Халецкой.
Источник: Известия, 16.10.14
Автор: Кочегаров П.
< Предыдущая | Следующая > |
---|