В условиях общего экономического спада в России многие страховые компании могут оказаться на грани банкротства. Некоторые из них в итоге будут вынуждены покинуть рынок, прогнозируют эксперты.

По мнению доктора экономических наук, президента Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада Ирины Лукашевич, первыми с рынка уйдут игроки с низким качеством активов. «И это хорошо, поскольку именно компании с «дутыми» активами и работающие «с колес» ведут высоко рисковую политику, подрывая доверие граждан к страховому рынку в целом», – пояснила Лукашевич.

Эксперт также назвала сегменты, которые уже оказались или окажутся наиболее уязвимыми. Это автострахование, страхование средств наземного транспорта, ответственности туроператоров, кредитно-потребительских кооперативов (КПК), микрофинансовых организаций (МФО), дольщиков и перестрахование.

Вопрос страхования ответственности туроператоров встал особенно остро после серии громких банкротств российских турфирм. Как отмечает Лукашевич, имеющиеся проекты нормативных документов не решают проблему системного кризиса в туристической отрасли: «Предложения, которые делали страховщики, не учтены. Не введен механизм контроля над туроператорами, их устойчивостью и платежеспособностью. Страхование покрывает умышленные действия туроператоров, а не банкротство, как это принято во всем мире». По мнению эксперта, если законодательная база не будет должным образом доработана, велика вероятность, что страховые компании начнут вообще отказываться от данного вида страхования.

Кризис в российской экономике ударил и по автостраховщикам. Начальник Управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков (РСА) Михаил Порватов назвал ситуацию на рынке обязательного автострахования достаточно сложной. Более 30 регионов по-прежнему остаются убыточными по ОСАГО, в результате страховщики сокращают продажи в этом сегменте. Об отказе от розничных видов страхования недавно объявила одна из крупнейших страховых компаний, работающих в России. По мнению страховщиков, утвержденное повышение тарифа является первым шагом по исправлению ситуации с убыточностью ОСАГО. В дальнейшем необходимо будет еще пересмотреть ряд территориальных коэффициентов с учетом реальной статистики аварийности, а также предусмотреть более дифференцированный подход для коэффициента «возраст/стаж». РСА разработал комплексное предложение по тарифам, которое сделает стоимость полиса более справедливой для водителей и вместе с тем позволит вывести ОСАГО из кризиса. «Наши расчеты направлены в Банк России и, мы надеемся, будут учтены при дальнейших корректировках», – резюмировал Михаил Порватов.

Пока отечественные компании просчитывают возможные потери и придумывают, как остаться на плаву, российский страховой рынок уже покидают иностранные игроки. Они уходят из-за системного кризиса в нашей страховой отрасли, считает заместитель генерального директора страховой компании «Эрго» Андрей Знаменский. По его мнению, сегодня работа в большинстве сегментов страхового рынка России экономически невыгодна – в первую очередь, речь идет о массовых видах страхования, таких как ОСАГО и каско. Причина – в непредсказуемости российской судебной системы, которая фактически задним числом меняет правила игры на рынке, игнорирует условия договоров страхования и, по сути, ведет настоящую «охоту на ведьм» среди страховых компаний. Иностранным страховщикам гораздо проще перевести финансовые ресурсы в другие страны и сегменты, где таких рисков нет, и результат деятельности гораздо более предсказуем. К сожалению, отмечает эксперт, вся эта псевдозабота о российских страхователях со стороны судов и юристов уже привела к значительному ухудшению положения самих «подзащитных»: цены на страховку значительно выросли, как и риск остаться без выплаты из-за ухода с рынка.

Что касается обычных россиян, то в нынешней непростой ситуации специалисты советуют им страховать только те риски, самостоятельное возмещение которых станет большой проблемой. «Например, я всегда страхую автомобиль с довольно крупной франшизой – это позволяет мне значительно сэкономить на сумме страховки. Относительно небольшие убытки (в размере франшизы) я всегда смогу оплатить сам, а если вдруг случится крупный убыток, то его оплатит страховая компания. Аналогично с квартирой – страхование квартиры стоит относительно недорого, но в случае пожара или залива соседями все расходы на ремонт (а они очень немаленькие!) мне заплатит страховая компания», – говорит Андрей Знаменский.

Он подчеркивает, что подходить к выбору страховой компании в случае добровольного страхования нужно со всей ответственностью. Традиционно самыми надежными в России считались «дочки» крупных зарубежных страховщиков, т.к. они выполняли свои обязательства даже в случае ухода с рынка. Но в последнее время большинство иностранных компаний перестало страховать риски граждан в России. При этом в стране фактически нет компаний с участием государства, которое может выступить хотя бы минимальным гарантом надежности.

Впрочем, несмотря на все проблемы в сфере страхования, уровень страховой культуры в России повышается, говорят аналитики. Они поясняют, что развитие сегмента добровольного страхования за счет средств физических лиц зависит не только от уровня страховой культуры в стране, но и от платежеспособности граждан. На сегодняшний день наиболее популярным является автострахование (в том числе широко используется «Зеленая карта»), страхование выезжающих за рубеж, страхование имущества и жизни при ипотечном кредитовании. Россияне также охотно страхуются от несчастных случаев. Добровольное страхование жизни эксперты называют направлением перспективным и быстрорастущим, однако пока пребывающим в зачаточном состоянии.

Источник: Росбалт, 12.11.14

Автор: Лифинцева Н.