ОСАГО подают на перерасчет
Как стало известно «Ъ», Российский союз автостраховщиков предложил ЦБ кардинально пересмотреть методику расчета цены полиса ОСАГО для автомобилистов. Проиграв борьбу за резкое увеличение тарифов, страховщики теперь хотят скорректировать коэффициенты, влияющие на стоимость полиса. Судя по предложениям, дороже страховка может стать для молодых и неопытных водителей из Ульяновска, Мурманска, Благовещенска и других регионов с высокой аварийностью. Сэкономить же на ОСАГО смогут опытные водители из крупных городов, владельцы мощных автомобилей.
Российский союз автостраховщиков (РСА) направил в Центробанк (регулятор страхового рынка) проект новой методики расчета полисов ОСАГО. Соответствующее письмо от имени президента РСА Павла Бунина направлено директору департамента страхового рынка ЦБ Игорю Жуку (есть в распоряжении «Ъ»).
Напомним, размер страховой премии ОСАГО рассчитывается умножением базового тарифа на серию повышающих или понижающих коэффициентов (прописаны в указании Банка России). РСА предлагает изменить в первую очередь территориальные коэффициенты. По словам главы РСА Павла Бунина, «складывается ситуация, когда отдельные категории водителей вынуждены переплачивать за полис ОСАГО, субсидируя более убыточные сегменты». В регионах с низкой аварийностью и убыточностью, по мнению РСА, коэффициенты можно снизить. К примеру, действующие коэффициенты для Москвы и Санкт-Петербурга – 2 и 1,8 – РСА предлагает уменьшить до 1,62 и 1,64 соответственно. А вот коэффициенты для городов Приволжского, Северо-Западного и Дальневосточного округов в РСА считают, наоборот, недостаточными: для Ульяновска, Североморска они должны быть увеличены на 80–90% (с 1,3–1,4 до 2,23), для Мурманска и Благовещенска – вдвое (с 1,4–1,7 до 2,72–2,88).
Второй блок предложений касается коэффициентов, связанных с мощностью двигателя: их РСА предлагает снизить на 10–35%. Выиграют владельцы машин с двигателем от
Кроме того, страховщики предлагают изменить коэффициенты возраста и стажа (КВС). Сейчас действуют четыре варианта: автовладельцы младше и старше 22 лет, со стажем вождения до 3 лет или более. Для самых опытных и возрастных водителей повышающий коэффициент не применяется. Предлагается такая схема: четыре варианта градации возраста (менее 25 лет, 25–32 года, 32–45 года, старше 45 лет) и шесть вариантов стажа (до года, 1–2 года, 2–4 года, 4–7 лет, 7–11 лет, более 11 лет). Впервые в КВС вводится понижающий коэффициент: если автовладелец старше 45 лет, страховка будет дешеветь по мере увеличения стажа вождения.
Предложенный пересмотр коэффициентов – попытка страховщиков компенсировать убытки, которых они ожидают в результате масштабной реформы «автогражданки»: запланировано существенное поэтапное увеличение лимитов выплат. Реформа обсуждалась правительством и страховщиками в течение нескольких лет, но долгое время не могла сдвинуться с мертвой точки: страховщики настаивали на росте тарифов, однако Белый дом требовал сохранить цены на ОСАГО как социально значимый вид страхования. В итоге с 1 октября 2014 года базовый тариф был увеличен на 23%, однако в РСА его называют недостаточным и просят увеличить еще на 28%. Сложившуюся ситуацию господин Бунин называет «кризисом системы обязательного автострахования», который нужно преодолеть в том числе с помощью новых коэффициентов.
Если будут приняты предложения РСА, в выигрыше окажутся опытные водители из Москвы, Московской области, Петербурга, а также Нерюнгри, Якутского края, владеющие мощными автомобилями. К примеру, 50-летний москвич с опытом вождения 15 лет, владелец Ford Focus 2.0 (
В страховых компаниях идею РСА поддержали. «Если говорить о территориальных коэффициентах, то в ряде регионов их повышение должно быть двукратным», – заявил «Ъ» руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахования» Денис Макаров. «Привязка коэффициента к аварийности – это справедливо. Для Москвы коэффициент давно было пора снизить, – согласен первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков. – А вот привязка к мощности – полная глупость, от которой надо отказаться. Гонять можно и на «Запорожце», и на «шестерке». По его мнению, нужно в будущем привязать статистику по количеству нарушений конкретного водителя к стоимости полиса. «Ведь ОСАГО именно для профилактики нарушений и задумывалось, но пока не работает», – заявил депутат.
Отметим, что РСА уже не первый раз предлагает ЦБ повысить стоимость полисов. Судя по обновленным с 1 октября тарифам, расчеты страховщиков регулятор пока не задействовал. Вот и в этот раз, по сведениям «Ъ», ЦБ планирует привлечь актуариев МГУ. В частности, проректор МГУ Игорь Котлобовский еще при запуске ОСАГО в 2003 году принимал участие в разработке тарифов. По информации «Ъ», среди претендентов на экспертизу тарифов по ОСАГО значились и международные консультанты из фирмы Oliver Wyman, разработавшие вариант стратегии развития отрасли по заказу рынка в 2012 году. «В любом случае нельзя сказать, что предложения рынка регулятор не учитывает, там к любому анализу относятся внимательно», – говорит собеседник «Ъ», знакомый с ситуацией.
Источник: Коммерсантъ, №205, 13.11.14
Авторы: Гришина Т., Буранов И.
< Предыдущая | Следующая > |
---|