Счетная палата: расходы на страхование военнослужащих значительно завышены
Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка исполнения страховыми организациями контрактов (договоров) по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Российской Федерации и лиц, приравненных к ним». С докладом выступил аудитор Андрей Перчян.
В ходе контрольного мероприятия были исследованы 4 государственных контракта МЧС России и Минобороны России, заключенных по результатам конкурсов на 2012 и 2013 гг.
Аудитор сообщил, что по контракту на
Как пояснил Андрей Перчян, размер страхового тарифа по обязательному государственному страхованию определяется страховщиком по согласованию со страхователем на основе экономического обоснования, с учетом имеющихся рисков и установленных размеров страховых выплат. После определения страхового тарифа в расчете на одного застрахованного определялся размер страховых премий в соответствии с общей численностью застрахованных лиц. При этом страховые премии, предусмотренные контрактами, были в полном объеме перечислены Минобороны и МЧС на расчетные счета страховых компаний.
По словам аудитора, в соответствии с требованиями Федерального закона №52-ФЗ согласованный со страхователем размер страхового тарифа подлежал согласованию с Минфином России. Данная норма действовала до 1 января
Однако в ходе проверки было установлено, что при заключении обоих контрактов Минобороны с ЗАО «МАКС» данное требование закона было нарушено. В частности, страховые тарифы по госконтрактам с ЗАО «МАКС» на оказание в 2012 и 2013 гг. услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих РФ и граждан, призванных на военные сборы, не были согласованы с Минфином. При этом по контракту на
Страховые премии, предусмотренные контрактами, были в полном объеме перечислены Минобороны и МЧС на расчетные счета страховых компаний.
В соответствии с законодательством и условиями контрактов страховые компании направляют временно свободные средства в страховые резервы и могут инвестировать их для получения прибыли. По мере наступления страховых случаев за счет этих средств производятся выплаты.
На графике представлены остатки страховых резервов по исследованным контрактам.
Как следует из графика, складывается неоднозначная ситуация. «По контрактам на
В рамках проверки была исследована динамика страховых выплат. Наибольшие объемы выплат приходятся на тот год, на который заключается контракт (50–55%), и на следующий за ним год (35–40%). Затем объемы выплат значительно сокращаются.
Счетной палатой сделан прогноз-оценка потребности в средствах для предстоящих выплат по контрактам, заключенным Министерством обороны с ЗАО «МАКС». Оценочно для исполнения обязательств по контракту на
«Таким образом, остатки страховых резервов по этим контрактам по состоянию на 1 июля
Минобороны и МЧС проводили сверки расчетов с составлением актов лишь один раз в течение срока действия госконтрактов – по итогам года, на который был заключен контракт. Между тем страховые выплаты по контрактам на
«Таким образом, Минобороны и МЧС не осуществляли должного сопровождения государственных контрактов, не владели полной информацией о расходовании перечисленных в страховые компании страховых взносов. В случае с ЗАО «МАКС» это привело к тому, что наличие избыточных остатков денежных средств не было своевременно обнаружено», – сообщил Андрей Перчян.
В ходе контрольного мероприятия были выборочно рассмотрены страховые дела по страховым случаям, а также исследована организация работы с жалобами и обращениями застрахованных лиц и граждан и претензионно-исковой работы. Как отметил аудитор, отдельные недостатки в работе с застрахованными лицами не оказали существенного влияния на исполнение страховыми компаниями обязательств по госконтрактам. В целом страховые организации ЗАО «МАКС», ОАО «ЧСК» и ОАО «СОГАЗ» обеспечили выполнение госконтрактов 2012 и 2013 гг.
Коллегия Счетной палаты приняла решение направить представление в Минобороны, информационное письмо – в Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен также в Совет Федерации и Государственную Думу РФ.
* ЗАО «МАКС», ОАО «СОГАЗ» и ОАО «ЧСК» являются коммерческими организациями и предназначены для ведения страховой и перестраховочной деятельности. Общества вправе осуществлять иные виды деятельности, любые действия и принимать любые решения, не противоречащие законодательству РФ. В своей деятельности общества руководствуются Конституцией РФ, Федеральным законом «Об акционерных обществах», иными нормативно-правовыми актами РФ, а также Уставами (соответственно – ЗАО «МАКС», ОАО «СОГАЗ» и ОАО «ЧСК»), утвержденными решениями годовых собраний акционеров. По состоянию на 1 января
Источник: Официальный сайт Счетной палаты РФ, 19.11.14
< Предыдущая | Следующая > |
---|