Российские страховщики который год добиваются, чтобы государство повысило тарифы на обязательное автострахование. Автолюбители не слишком довольны, но страховщики уверяют, что убыточность страховой деятельности скоро приведет к ее полной деградации. По словам экспертов, в ближайшее время тарифы на обязательное страхование автогражданской ответственности возрастут на 15–20%.

.

 

Автобойня

Ежедневно на дорогах области ГИБДД регистрируется в среднем 285 побитых и разбитых автотранспортных средств. В прошлом году эта цифра была чуть ниже – 281. Значительная часть владельцев этих автомобилей получают страховое возмещение понесенного ущерба, и эти выплаты составляют убытки страховых компаний.

Страховщики всей страны несколько лет трубят во все трубы, что обязательное страхование становится невыгодным. Действительно, число СК, имеющих лицензию на ОСАГО, снижается. Если в начале 2008 г. в стране этим видом страхования могли заниматься 178 компаний, то в начале 2009-го уже 168, а конце – всего 152. Из уст страховщиков даже прозвучали страшные слова о том, что тарифы нужно повышать в 2–3 раза.

То, что повышение тарифов не обрадует автолюбителей, не вызывает сомнения. И правительство не торопится поддержать предложения о повышении базовых тарифов в ОСАГО без решения проблемы, связанной с изменением действующей системы выплат за ущерб жизни и здоровью пострадавших в ДТП. Минфин до сих пор согласовывает с Минюстом поправки к закону об ОСАГО, где предлагается увеличить лимит выплат за вред жизни и здоровью пострадавших в ДТП с нынешних 160 до 500 тысяч рублей и более чем втрое – максимальный лимит выплат за пострадавшие в ДТП автомобили.

Досье на автолюбителя

В Федеральной службе страхового надзора также считают, что тарифы на обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) и региональные коэффициенты к ним критически необходимо повысить в этом году. По мнению чиновников, корректировка тарифов должна быть увязана с созданием единой информационной системы, которой до сих пор нет.

Предусмотренная законодательством система поощрения водителей за безаварийность и наказания за аварийность езды оказалась неэффективной. Из-за отсутствия информационной базы страховщики не могут применять повышающие коэффициенты к водителям, по чьей вине происходит ДТП. Нерадивый автолюбитель просто переходит в другую компанию, где к нему уже не применят никаких санкций. А система бонусов-скидок за безаварийную езду фактически наносит удар по резервам страховых компаний.

За себя и того парня

Но есть и еще один фактор, из-за которого несут существенные убытки страховые компании всего мира, – преступность. По данным экспертов, в России во втором полугодии 2010 года 6,1% от общего числа страховых событий составили случаи мошенничества, из которых более трети – сознательная инсценировка получения повреждений. А по данным МВД, мошенники получают на руки до 10% сумм выплат по автостраховкам. В стране ежегодно выявляется по нескольку десятков организованных преступных групп, специализирующихся на такого рода «бизнесе». В конечном счете добросовестным владельцам вновь приходится платить и за себя, и за ушлых сограждан.

Два года назад в Самарском райсуде были осуждены двое предприимчивых автолюбителей, которые трижды застраховали иномарку в разных компаниях, а потом разбили ее об уже покореженный БМВ. Инсценировка ДТП была совершена в Тольятти, куда авто доставили на эвакуаторе. В одной компании мошенники получили 550 тысяч рублей, а явившись в следующую, попались на фальшивых документах о ДТП с участием этих же машин, якобы случившемся в Сызрани.

Сейчас в Самаре расследуется аналогичное, но многоэпизодное мошенничество в отношении одной из крупных страховых компаний города. Среди подозреваемых в том числе и сотрудники правоохранительных органов. Ущерб, причиненный страховщику, исчисляется десятками миллионов рублей.

Григорий Беньковский, первый замгендиректора СК «Поволжский страховой альянс»:

– Тарифы ОСАГО не менялись с 2003-го, а страховые выплаты растут год от года. Причин этому несколько: и реальная инфляция, и увеличение интенсивности дорожного движения, и снижение дисциплины водителей. Впрочем, страхование каско тоже становится не особенно выгодно. За 8 лет даже по официальным цифрам инфляция обесценила рубль вдвое. И если раньше шел разговор о снижении рентабельности, то теперь все страховщики говорят о росте убытков.

Анатолий Вакуленко, аналитик ИК «ФИНАМ»:

– По оценкам ФССН, по итогам 2010 года коэффициент выплат по ОСАГО составил 60% (правда, как отмечается, реально коэффициент выше, так как страховщики учитывают расходы на ведение дел). То есть даже с учетом заявленных расходов ОСАГО не является убыточным направлением страхования. Однако в настоящий момент рассматривается законопроект, предусматривающий существенное увеличение размеров компенсаций пострадавшей в ДТП стороне. В случае его одобрения ОСАГО перестанет быть привлекательным для страховщиков. Наиболее вероятно, что в таком случае тарифы на обязательное страхование автогражданской ответственности возрастут на 15–20%.

 

Источник: Волжская коммуна, 16.06.11 

Автор: Мурзина В.