|
Страховщики обвиняют в неудачах нового закона об ОСАГО президента РСА – опрос
Созыв внеочередного собрания Российского союза автостраховщиков (РСА) и внесение в повестку дня вопроса о досрочном прекращении полномочий президента РСА Павла Бунина – следствие накопившегося в сообществе автостраховщиков недовольства принятыми осенью прошлого года поправками в закон об ОСАГО. Такое мнение высказал агентству «Интерфакс-АФИ» глава экспертного совета по страхованию при комитете Госдумы РФ по финансовому рынку Александр Коваль.
Большая часть принятых законодателями изменений в закон об ОСАГО направлена на защиту прав потребителей, напомнил А.Коваль. Одновременно они были внедрены в ущерб страховщикам: до 70% изменений, по оценкам экспертов, влияют на увеличение убыточности страховых компаний. Но винить в этом президента РСА глава экспертного комитета считает несправедливым.
Решение о проведении внеочередного собрания РСА 15 января было принято на заседании президиума РСА в конце декабря 2014 года. Для многих участников этого заседания конкретная постановка вопроса о судьбе президента РСА оказалась неожиданной. Мнения при голосовании разделились, решение о созыве собрания было принято с перевесом в несколько голосов. Представитель Минфина РФ тогда высказался против переизбрания П.Бунина, представитель ЦБ РФ держался более нейтрально. К дате проведения собрания должны сформировать свое отношение к происходящему представители МВД и Минтранса, входящие в управляющие органы РСА. Как сообщили агентству в комитете Госдумы РФ по финансовому рынку, действующий президент РСА депутатов устраивает, «диалог с ним конструктивен».
«Настоящий расклад сил проявится только в ходе голосования на самом собрании, но перемен хотят многие», – высказал мнение агентству представитель крупного страховщика ОСАГО. Он напомнил, что инициаторы досрочного прекращения полномочий президента РСА «предложили участникам РСА вариант передачи таких полномочий действующему президенту Всероссийского союза страховщиков Игорю Юргенсу с сохранением его поста в ВСС». Одновременно этот вариант предполагает усиление состава менеджеров, отвечающих за оперативное управление союзом. Предполагается, что реформирование системы управления РСА станет пилотным проектом по объединению ключевых союзов на страховом рынке в единую саморегулируемую организацию. Впрочем, такая возможность реально появится у страховщиков после принятия закона о СРО на финансовом рынке, соответствующий законопроект в настоящее время находится в Госдуме.
Коней на переправе менять опасно
Еще один эксперт на рынке ОСАГО высказал агентству предположение, что «сообщество сочло неэффективной политику дипломатии и примирения, которой придерживался президент РСА в период обсуждения законопроекта с изменениям в ОСАГО в Госдуме». «Он не смог в этот период отстоять интересы сообщества», – заявил собеседник агентства.
«Ситуация на рынке ОСАГО трудная, напряжение у страховщиков, особенно с учетом текущих макроэкономических негативных новостей, нарастает», – сказал А.Коваль. «В человеческой природе – желание это напряжение на кого-то транслировать. Однако мы же не отправляем в отставку правительство, виня его во всех бедах кризиса, имеющего объективные причины».
«Важно задуматься о последствиях такого шага, понимать, что любая реорганизация процесса связана с периодом ослабления структуры или организации. Вновь избранному главе союза страховщиков ОСАГО потребуется минимум 3 месяца, чтобы в целом сориентироваться в ключевых направлениях деятельности РСА, и 6 месяцев, чтобы понять процессы глубже», – считает глава экспертного совета при комитете по финансовому рынку Госдумы РФ.
«Я был свидетелем всех обсуждений на рабочих группах предложенных депутатами поправок закону об ОСАГО и могу сказать: позиция РСА всегда была подготовлена и представлена Павлом Буниным в ходе таких обсуждений. Напомню, что предложения к закону об ОСАГО поступали не только от депутатов комитета по финрынку Госдумы РФ, но и комитета Госдумы по транспорту, от депутатов, представлявших «Объединенный народный фронт». Они несли разрушительные последствия для страхового рынка, большая их часть была оспорена, в том числе за счет аргументов РСА. Все это время особенной помощи руководству РСА со стороны ведущих игроков на рынке ОСАГО не было заметно. Если бы ряд разрушительных поправок, которые удалось тогда отбить, была принята депутатами, автостраховщикам сегодня оставалось бы только повеситься», – заявил А.Коваль.
«Недостаточность тарифов, их диспропорция с принятым блоком увеличивающих убыточность поправок – основная проблема на рынке ОСАГО. Равно как и «перекошенные» региональные коэффициенты в этом бизнесе. Но, согласитесь, президент РСА к разрешению этих важнейших вопросов не допущен. В силу того же законодательства», – уточнил А.Коваль.
Другими опасениями поделились в ходе опроса представители сообщества страховщиков ОСАГО. В том числе упоминалась необходимость пережить очередную волну повышения тарифов в ОСАГО в апреле, когда вступят в силу поправки, кратно повышающие выплаты по жизни и здоровью в «автогражданке». Кроме того, Центробанк настаивает на скором введении электронных продаж полисов ОСАГО. Важно, чтобы эта революционная премьера не стала технологическим провалом для страховщиков ОСАГО.
Отвечая на вопрос агентства «Интерфакс-АФИ» о том, какими качествами должен быть наделен лидер союза страховщиков в кризисное время, заместитель генерального директора компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов сказал: «Это должна быть масштабная личность, человек, которого слушают, с которым считаются представители власти. При необходимости лидер должен донести до принимающих решения чиновников и законодателей опасения сообщества, адекватно обрисовать угрозы, воссоздать картину бедствий».
Технологические прорывы – «конек» главы РСА
Именно технологические проекты в период работы П.Бунина на посту президента РСА удавались союзу, считает оппонент инициаторов отставки действующего президента РСА. «В этот период была завершена IT-система, позволяющая устанавливать коэффициент «бонус-малус» по договорам ОСАГО по всей стране. Этот проект позволил страховщикам ОСАГО вернуть дополнительные премии после применения штрафных коэффициентов по договорам ОСАГО водителей с плохой историей ДТП. Сотни миллионов рублей страховщики ОСАГО сохранят также после внедрения единой методики оценки восстановительного ущерба (разработка РСА и транспортных экспертов). Недобросовестные люди впредь не смогут спекулировать на арбитраже ремонтных оценок ущерба на автотранспорте. Это был ключевой проект для Бунина», – подчеркнул он.
По мнению собеседника агентства, достаточно гладко, с точки зрения участия РСА, прошла реформа, обеспечившая передачу функций техосмотра от ГИБДД к независимым коммерческим организациям, хотя сам по себе проект вызывал много критики на первом этапе. Весьма интересным выглядит начатый проект, который позволит информацию с камер слежения на дорогах связывать с информацией о наличии полисов ОСАГО у водителей. Это позволит наладить систему контроля после введения электронных полисов ОСАГО.
«Даже если перемены в руководстве РСА и политике союза созрели, важно понимать, что к профессионализму Павла Бунина ни у кого претензий нет», – заключил он.
П.Бунин занимает руководящие должности в РСА на протяжении 10 лет. Он начал деятельность в РСА в 2004 году в качестве финансового директора союза и исполнял эти обязанности до декабря 2009 года. С 20 мая 2010 года общим собранием союза был избран президентом РСА и остается им по сей день.
Источник: Финмаркет, 14.01.15
< Предыдущая | Следующая > |
---|