Ключевой полис
Если жилье россиян пострадает или будет утрачено в результате чрезвычайной ситуации, например из-за масштабного наводнения, получить новое от государства или компенсацию будет не так-то просто, если дом или квартира не были застрахованы.
Правительственный законопроект об этом – поправки в Жилищный кодекс, законы о защите населения от чрезвычайных ситуаций, об организации страхового дела, о приватизации – будет в первом чтении рассматриваться Госдумой 25 февраля.
Документ предполагает поэтапное сокращение государственной финансовой помощи людям, чье жилье пострадало в результате чрезвычайных ситуаций, если те его не застраховали. Планируется, например, ограничить право обменивать новое жилое помещение, предоставленное по договору социального найма. И запретить собственникам утраченного жилья приватизировать жилплощадь, которая также предоставляется по договору соцнайма. Как уточняется в пояснительной записке к законопроекту, эти меры должны сопровождаться разъяснительными мероприятиями, пропагандой страхования, предоставлением всей необходимой информации.
К слову сказать, государство будет помогать людям и страховщикам. В регионах начнут разрабатываться программы жилищных прав граждан, в рамках которых и будет происходить страхование квартир и домов.
Участие в программах будет добровольным. В них планируют прописать перечень объектов страхования, способы заключения договора на страхование жилья и оплаты страховой премии, риски, которые будут страховаться (исходя из региональной специфики).
А также определят страховую сумму с учетом общей площади жилья и средней стоимости одного квадратного метра в регионе. А также объем, формы и порядок участия субъекта федерации в финансовом обеспечении программы. И другие важные нюансы.
Какая предлагается схема?
В случае возникновения чрезвычайной ситуации, «унесшей» дом человека, регион предоставляет ему другие «квадратные метры». Если, конечно, его дом был застрахован. Причем тут предусмотрена «справедливость»: если «пропавшая» жилплощадь была у человека в собственности, то и взамен он получает жилье в собственность. Хотя и тут есть нюанс – это произойдет, если таковая есть в наличии в жилищном фонде региона или муниципалитета. И, естественно, если страховая компания перечислит в местный или региональный бюджет суммы причитающегося к выплате страхового возмещения.
А вот если до стихийного бедствия человек жил в квартире по договору социального найма, то и другое жилье он получает на тех же условиях.
Как говорится в пояснительной записке к документу, сейчас финансовая помощь россиянам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, оказывается независимо от страховых выплат, осуществляемых им страховщиками по заключенным договорам страхования. Получается, что если человек застраховал свое имущество и потерял его, он получает компенсацию и от страховщика, и от государства.
А если не застраховал, тоже внакладе не останется, государство о нем позаботится и обеспечит всем необходимым. Благо деньги на это всегда выделялись из резервного фонда правительства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
В результате у людей не было никакой мотивации к самостоятельному финансовому обеспечению своих имущественных интересов, или, проще говоря, страхованию. Законопроект направлен на то, чтобы переломить ситуацию. И с одной стороны, научить россиян самим заботиться о своей недвижимости, с другой – сэкономить средства бюджетов всех уровней. И все это сделать так, чтобы люди в итоге не остались на улице.
Кстати, Минфин планирует продолжить совершенствовать страховое законодательство и в ближайшие пять лет разработать новые законы. Они будут касаться страхования ответственности владельцев авто, рисков причинения вреда в сфере природопользования.
Источник: Российская газета, №37, 24.02.15
Автор: Грицюк М.
< Предыдущая | Следующая > |
---|