Сага об ОСАГО
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) стало камнем преткновения для всех участников рынка автострахования. Страховые компании, несмотря на очередное повышение тарифов, заявляют об убыточности данного вида страхования и отказываются от него во многих регионах России; автовладельцы жалуются на увеличение тарифов и навязывании им так называемых «допов» (дополнительных услуг). Недовольны ситуацией и в надзорном органе – Банке России. Руководитель ЦБ РФ называет «незаурядным событием» ограничение лицензии у крупнейшего игрока на рынке автострахования.
Все под контролем
Эльвира Набиуллина, выступая в Госдуме РФ на прошлой неделе, сообщила, что собирается нормализовать ситуацию в сфере ОСАГО с помощью работы в двух направлениях – регулирования деятельности страховых компаний и надзора. Первое – это реализация закона, принятого в прошлом году. Советом директоров Банка России утверждено Указание от 20 марта 2015 года №3604-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 19 сентября 2014 года №3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Второе – поведенческий надзор и жесткое отслеживание того, как страховые компании ведут себя с потребителями.
На пресс-конференции, посвященной ситуации на рынке ОСАГО в Удмуртии, два данных направления работы отметила и представитель УФАС Удмуртии.
– На протяжении последних двух лет складывалась достаточно сложная ситуация на рынке ОСАГО, поскольку страховые компании фактически саботировали этот рынок и навязывали невыгодные условия договора, дополнительные страховки, отказывали в заключении договоров, различным способом препятствовали реализации права граждан на эту услугу, – сообщила Елена Стерхова, начальник отдела контроля товарных и финансовых рынков Удмуртского УФАС России. – Мы связываем это с увеличением тарифов ОСАГО и с той работой, которую проводят Центробанк РФ и антимонопольные органы в отношении страховых компаний.
Елена Стерхова также отметила, что в настоящее время количество обращений граждан, а также количество звонков в антимонопольные органы значительно сократилось.
Положительно оценивают повышение тарифов и в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Представитель пресс-службы организации сообщил нам, что с новым тарифом созданы условия для нормального функционирования рынка автострахования, для нормализации взаимоотношений между страховщиками и автовладельцами, а также добавил, что число жалоб и обращений снизилось и у них.
Однако Сергей Печников, директор по развитию страхования СК «МАКС», предостерегает, что существенная корректировка тарифов даст рынку только определенную «передышку» в тяжелой ситуации с выплатами, возникшей по вине мошенников, автоюристов и т.д. Оценивать же апрельские изменения еще рано, считает представитель страховой компании.
– Последствия нововведений можно почувствовать только через определенное время – договор страхования заключается на год, а страховые случаи часто урегулируются уже и после окончания договоров, – рассказывает нам Сергей Печников. – На сегодняшний момент уже заметен рост выплат в связи с увеличением лимитов по «железу». Влияние же корректировки тарифов октября 2014 года, будучи изначально недостаточным для исправления ситуации, было далее сведено на нет колебаниями курса валют. В связи с последним влияние на улучшение убыточности весьма условно и мизерно.
Навели порядки
Что же, ухищрения страховщиков в виде необходимости отстаивания «живых» очередей, навязывания дополнительных услуг, заключения полисов ОСАГО на неопределенное количество лиц, неприменение снижающих коэффициентов, в частности бонус-малус, привели к большому количеству жалоб со стороны населения. Жалобы, как известно, были услышаны Центробанком РФ, который «считает необходимым в интересах потребителей применять весь арсенал доступных мер по наведению порядка и ликвидации недобросовестных практик».
Как известно, «наводить порядки» начали с главного игрока на рынке автострахования, ограничив на две недели лицензию одной из структур «Росгосстраха». Эльвира Набиуллина сообщила, что Банк России «как регулятор понимал всю ответственность такого шага». А на вопрос о скором возврате лицензии ответила, что произошло это «только после согласования и жесткого мониторинга комплекса мер, который должен привести к тому, чтобы недобросовестные практики из деятельности компаний в сфере ОСАГО выходили».
Одну из таких практик, применяемых ранее в филиале «Росгосстраха» в Удмуртии, раскрыла нам представитель УФАС. Оказывается, представители монополиста пользовались правом осмотра автомобиля, в том числе и по ОСАГО. Страховые агенты предлагали «облегченный» вариант страховки с дополнительными услугами, а в случае отказа вынуждали проходить осмотр.
– В основном это было в районах Удмуртии, на осмотр всех направляли в Ижевск, – сообщила Елена Стерхова. – Эта практика неправомерна, и на сегодняшний день по таким заявлениям у нас уже подготовлены документы для выдачи предупреждений страховой компании, чтобы не допускать таких нарушений.
Также в ходе проверки было установлено, что в «Росгосстрахе» существовал приказ обеспечить заключение договоров по ОСАГО с дополнительными страховками на уровне не ниже 80 процентов. Однако при этом представитель УФАС Удмуртии уверила, что на сегодняшний день региональное отделение «Росгосстраха» находится под контролем, а также «идет конструктивный диалог» с новым руководителем филиала.
Перестраховались
Так почему же страховые компании применяют «недобросовестные практики»? Хитрость это или вынужденная необходимость? Часто считают, что страховщики лукавят, говоря об убыточности ОСАГО для них, однако стоит только посмотреть на рынок автострахования в Удмуртии – выживают здесь только сильнейшие.
– Число жалоб пропорционально объему портфеля по ОСАГО, – говорит Сергей Печников. – У крупных страховщиков жалоб в абсолютном выражении всегда больше, но это не означает, что с выплатами у крупных страховщиков все плохо – как раз наоборот.
Представитель страховой компании «МАКС» сообщил, что по итогам 2014 года назвать прибыльным ОСАГО в Удмуртии практически невозможно.
Ильвар Байрамов, заместитель директора компании «Автоюрист», подтвердил, что многие страховые компании закрыли филиалы в Удмуртии, некоторые находятся на стадии банкротства.
Не исключено, что в скором времени может случиться так, что полисы ОСАГО оформить можно будет только в ограниченном количестве страховых компаний, что снижает и без того слабую конкуренцию на рынке ОСАГО, по крайней мере, в регионах уж точно.
– Если тарифы не будут увеличиваться, особенно при росте лимитов выплат по жизни и здоровью, кризис в ОСАГО рискует усугубиться, – прогнозирует Ильвар Байрамов. – Застраховаться даже у надежного страховщика, особенно в регионах, будет все труднее.
Итог
Банк России серьезно взялся за страховые компании. Интересно, принесет ли политика «жесткой руки» положительные результаты или страховые компании по-прежнему будут искать «окольные пути»?
Источник: Московский комсомолец, 26.06.15
Автор: Чекарева Ю.
< Предыдущая | Следующая > |
---|