Вчера Госдума вновь отложила второе чтение законопроекта об обязательном страховании ответственности перевозчиков за причинение вреда пассажирам. Теперь голосование должно пройти 27 апреля. Внесенный правительством в 2010 году законопроект предусматривает, что в случае гибели или ущерба здоровью пассажир или его родственники могут получить компенсацию 2 млн руб. вне зависимости от вида транспорта и его маршрутов. Таким образом, авиационные нормы возмещения за гибель пассажиров распространятся на все виды транспорта: автобусы, поезда, электрички, речные и морские суда. Минтранс обещает, что билеты из-за введения такого страхования сильно не подорожают. Эксперты «НГ» думают иначе.

 

Правительство предлагает ввести обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков за причинение вреда не только авиапассажирам, но и пассажирам других видов транспорта. Законопроект о новом обязательном страховании был внесен в Госдуму осенью 2010 года. Тогда же проект поддержали в первом чтении. Второе чтение должно было пройти вчера, но депутаты перенесли его на 27 апреля.

Между тем именно вчера в стране произошло несколько транспортных аварий, пострадавшие в которых могли бы рассчитывать на солидные компенсации. В Москве маршрутное такси столкнулось с тремя легковыми автомобилями, есть пострадавшие. В Самаре столкнулись два автобуса, пострадавшие госпитализированы. Это далеко не все транспортные аварии, в которых вчера пострадали пассажиры. Но претендовать на компенсацию вреда здоровью – вплоть до 2 млн руб. на каждого пассажира – можно будет только с 1 января 2013 года, когда все перевозчики будут обязаны застраховать свою ответственность на случай причинения вреда багажу, здоровью и жизни пассажиров. Речь идет о перевозках на всех видах транспорта, кроме легкового такси.

Страховая сумма на каждого пассажира составляет в случае смерти 2 млн 25 тыс. руб., в случае причинения вреда здоровью – до 2 млн руб., в случае причинения вреда имуществу потерпевшего – не более 23 тыс. руб. «Сумма 2 миллиона определена исходя из результатов исследований, проведенных Минфином по оценке стоимости жизни человека для установления размера страховых сумм и размера страховых выплат по наступившим страховым случаям по договорам страхования. Такая величина уже установлена в Воздушном кодексе РФ», – поясняла ранее начальник отдела департамента экономики и финансов Минтранса Елена Поцелуева. Ведомства подсчитали, что если отталкиваться от размера средних российских зарплат, то данной суммы хватит и на получение качественных медицинских услуг, и на поддержание уровня жизни семьи пассажира в течение 4–10 лет в случае его гибели.

Выплаты должны будут осуществляться в 30-дневный срок со дня получения страховщиком всех необходимых документов. Исчерпывающий перечень и порядок оформления таких документов должно определить правительство. Задача непростая, ведь возникает целый ряд вопросов. Как, например, пассажир автобуса междугороднего сообщения или маршрутного такси докажет, что он действительно пострадал в конкретной аварии, а не на соседней стройке? Ведь далеко не всегда у пассажира есть даже билет: например, при посадке в междугородний автобус на промежуточных остановках. Похожая проблема может возникнуть и в метро. Как доказать, что увечье было получено именно в момент поездки, а не за час до этого?

Предельные значения страховых тарифов для перевозчиков в зависимости от вида транспорта и влияющих на степень риска факторов будут устанавливаться правительством. Пока что в финансово-экономическом обосновании к законопроекту говорится лишь о прогнозных показателях, которые в дальнейшем могут и измениться: «Доля расходов на обязательное страхование в общих затратах перевозчиков по всем видам транспорта прогнозируется на уровне около 1%, что значительно меньше ежегодного увеличения тарифов на услуги пассажирского транспорта». Пока законотворцы обещают, что для социально значимых видов транспорта – электричек, городских автобусов и др. – отчисления перевозчиков составят от 1 до 30 копеек в расчете на одного пассажира. И это не приведет к удорожанию транспортных услуг.

Независимые эксперты, однако, не разделяют такого оптимизма. «Страхование ответственности перевозчика может вызвать удорожание проезда на общественном транспорте, поскольку законопроект не предполагает установление конкретной тарифной ставки», – поясняет старший юрист группы «Яковлев и партнеры» Светлана Громадская. «Последствиями для пассажиров может стать рост стоимости проезда, для перевозчиков – снижение общей рентабельности. Если не будет строгого регулирования, то страховые компании могут пытаться завысить стоимость своих услуг, а перевозчик постарается переложить дополнительные издержки на пассажиров. Речь идет практически о всех видах наземного транспорта», – говорит председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе. По его оценкам, годовой полис на транспортное средство для 10–12 пассажиров может стоить от 10 до 30 тыс. руб.

«Насколько именно увеличится стоимость проезда, сейчас сказать сложно. Для каждого вида транспорта это будут разные суммы. Кроме того, возникает проблема льготников, страховку которых фактически предстоит оплачивать городскому, региональному или федеральному бюджету», – замечает эксперт компании «2К Аудит – Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Петр Клюев.

Законопроект вводит запрет на перевозки без страховой защиты и ответственность за нарушение этой обязанности. Информацию о страховке перевозчик обязан указывать в местах продажи билетов или в билете. «По законопроекту, при наступлении страхового случая перевозчик, не выполнивший обязательство по страхованию, будет нести ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании», – поясняет Светлана Громадская.

В итоге скорее всего недобросовестные перевозчики будут понемногу уступать свои позиции на рынке, считает руководитель коммерческой практики адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры» Александр Астафьев. Хотелось бы верить, что подорожание транспортных услуг будет сопровождаться повышением безопасности на транспорте. По крайней мере у пострадавших граждан появится возможность получить компенсацию для лечения. Сама по себе концепция законопроекта правильна, говорят эксперты. Однако ему не хватает конкретики. Дьявол, как известно, кроется в деталях. Так, абстрактное обещание возместить нанесенный ущерб ни к чему не приведет, если не уточнить все конкретные шаги и условия получения компенсации.

Стоимость страхового полиса в расчете на одного пассажира

Вид транспорта и сообщение

Минимум, руб.

Максимум, руб.

Железнодорожный – дальнее

0,18

2,05

Железнодорожный – пригородное

0,02

0,15

Воздушный

2,69

21,15

Морской

7,3

35,59

Внутренний водный

1,25

5,63

Автобусный – внутригородское

0,05

0,31

Автобусный – пригородное

0,16

1,04

Автобусный – междугороднее

0,99

7,2

Троллейбусный

0,04

0,34

Трамвайный

0,01

0,16

Метрополитен

0,16

0,71

Источник: прогноз департамента экономики и финансов Минтранса РФ

Источник: Независимая газета, 25.04.12

Автор: Башкатова А.