Угоны приравняют к хищениям и кражам
Законодатели предлагают убрать из Уголовного кодекса статью, предусматривающую ответственность за угоны. По их мнению, существование этой статьи ничем не обосновано: ее полностью покрывают другие статьи кодекса, предусматривающие наказания за кражу, грабеж, разбой, хищение.
Что такое угон? В той же статье прописано: неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения. То есть тот, кто сидит за рулем, взял машину покататься. В результате и сроки за это нарушение довольно щадящие.
На заседании рабочей группы по совершенствованию законодательства в области безопасности дорожного движения при Комитете Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству предложено исключить статью 166 – угоны из Уголовного кодекса. А автоворов судить по другим статьям УК. Тогда не будет возникать споров, кого считать угонщиком. Ведь сейчас профессиональные угонщики работают давно закрепившимся способом: один вскрывает автомобиль, другой его заводит, третий – отгоняет, четвертый – прячет, пятый – перебивает номера, шестой – продает. В этой схеме есть еще множество вариаций.
До сих пор эту проблему пытались решить увеличением сроков за угон. Однако количество угонов только увеличивается. По мнению представителя экспертного сообщества, директора по развитию одной из крупнейших компаний, предоставляющих телематические услуги, Игоря Хереша, больше повышать ответственность за угон нельзя. Если автоворов будут судить по статьям УК о краже, хищении или разбое, то угроза наказания угонщикам станет более реальной и суровой.
В любом случае, по мнению и страховщиков, и экспертов охранных фирм, и депутатов, необходимо внести такие изменения в законодательство, которые бы квалифицировали действия автоворов как уголовное деяние, за которое полагается очень серьезное наказание.
Вот характерный пример, объясняющий, почему нужны такие меры против угонщиков. Сработала спутниковая сигнализация на автомобиле. Дежурный наряд компании – оператора спутниковой охраны засек сигнал и направил группу реагирования к месту происшествия. Группа подъехала ко двору и увидела открытую машину, в которой за рулем сидел немолодой человек бомжеватого вида. На вопрос, что он делает в машине, тот ответил, что греется. Позже в полиции он изменил показания: к нему подошли люди и попросили посидеть в машине. Мол, сейчас они отведут пьяного хозяина домой, потом перегонят машину в гараж. Таким образом, этому бомжу полиция не смогла предъявить ничего. А угонщики, скорее всего, в это время стояли рядом и, посадив своего помощника в автомобиль, проверяли, приедет ли кто-нибудь после вскрытия машины.
Зачастую о попытках угона не знают ни в полиции, ни в страховых компаниях. В полицию автовладелец не стал обращаться потому, что машина осталась на месте. К страховщику – потому что исправить нанесенный ущерб зачастую легче самому, чем доказывать страховой компании, что это была попытка угона. По мнению Игоря Хереша, требуется более четко квалифицировать преступления. Выбито стекло в машине, поврежден замок двери или замок зажигания, значит, преступник точно шел на то, чтобы завладеть автомобилем. Он пользовался специальным инструментом, и говорить о завладении без цели хищения попросту глупо. А именно так – как «завладение автомобилем без цели хищения» – по мягкой статье УК заканчиваются многие дела по угонам.
Между тем, угонщики в последнее время активизировались. По данным ГУВД столицы, количество угонов в Москве только за прошлый год выросло на 10 процентов. За первый квартал этого года тенденция к росту сохраняется. Москва становится столицей угонов России. Это вполне объяснимо. Именно здесь количество автомобилей популярных марок просто зашкаливает.
Только за прошлый год 12958 машин ушли в руки угонщиков в Москве. Это почти на 10 процентов больше, чем в 2010 году. В первом квартале 2012 года негативный тренд не только продолжился, но и показал, что угонщики расширяют масштабы криминального бизнеса. Всего за три месяца было похищено 2625 автомобилей. Это на 223 машины, или на 11 процентов, больше, чем за тот же период 2011 года. Столь катастрофической динамики не фиксировалось в течение последнего десятилетия. Настоящим Днем угонщика стало 14 марта, когда в Москве угнали 42 автомобиля.
Если весной 2011 года чаще других угоняли Toyota, Mitsubishi, Mazda, Honda и Nissan, то в нынешнем году предпочтения угонщиков изменились. На первом месте Mazda – 266 угонов (самая угоняемая модель – Mazda 3), Mitsubishi – 223 (самый угоняемый – Mitsubishi Lancer), Toyota – 172 (самая угоняемая – Camry), Honda -146 случаев (самая угоняемая – Honda CR-V) и Ford – 128 угонов (Ford Focus). Toyota перестала быть самой угоняемой – ее обогнали Mazda и Mitsubishi.
Эту картину угонов подтверждает и крупнейший оператор спутниковых противоугонных устройств. Он также обращает внимание, что популярные у нас корейские марки по статистике угонов приближаются к японским. Все больше россиян приобретают так называемые бюджетные иномарки, к которым относится большая часть автомобилей корейского производства. Это, в свою очередь, делает KIA, Daewoo и Hyundai желанными целями для угонщиков.
Кстати
Другая компания, предоставляющая телематические услуги, по собственным данным и информации из страховых компаний представила свой антирейтинг угонов. То есть список автомобилей, на которые меньше всего покушаются. В нем на первом месте Hummer. Очень специфичная машина. И даже несмотря на производство в Калининграде, пользуется малым спросом в среде автоворов. SAAB 9-5 на втором месте в списке самых неугоняемых машин. Шведские автомобили вообще потеряли привлекательность для угонщиков, тем более такие устаревшие экземпляры. Citroen C5 занял 3-ю позицию в этом антирейтинге. А Porsche 911 – четвертую. В этом случае сыграла роль, скорее всего, не столько цена автомобиля, сколько его эксклюзивность. Такой автомобиль проще найти. На пятом месте Peugeot 308.
По мнению экспертов, у угонщиков высокая техническая подготовка, в результате среднее время попытки угона постоянно сокращается. Если раньше воры посвящали машине около 15–20 минут, то в I квартале 2012 года это время иногда падало до 5 минут, это очень опасная тенденция.
Источник: Российская газета, №95, 28.04.12
Автор: Баршев В.
< Предыдущая | Следующая > |
---|