Как едешь, так и платишь
Российский рынок автострахования ожидает небывалый рост. Так считают западные аналитики.
По их мнению, уже в 2020 году рынок так называемого «умного страхования» может перевалить за 4 триллиона рублей.
Это было заявлено на четвертой международной конференции под названием «Умное страхование». Впрочем, у российских страховщиков прогноз менее радужный.
Но вернемся к западным экспертам. По мнению управляющего директора компании PTOLEMUS Consulting Group Фредерика Брунетау, в России есть огромный потенциал для «умного страхования»: развитие технологий, создание новых, пока еще не занятых рынков, потребность людей в этих новых технологиях. Но эксперт не обошел вниманием и такую вещь, как высокий уровень в России страхового мошенничества. Он отметил это как благоприятный фактор для развития технологий «умного страхования». Ведь только применением приборов можно сократить этот уровень.
Объясним, что такое «умное страхование». В США и Европе этот термин звучит несколько иначе: «плати, как ездишь». То есть в машине установлен некий прибор, который следит за твоими ускорениями, торможениями, а также скоростным режимом. Если водитель регулярно нарушает правила, если он агрессивно ведет себя на дороге, то платить ему придется по полной стоимости страховки. Если он ведет себя мирно, не совершает резких маневров, не проезжает на красный свет, не превышает скорость, то страховщик может дать ему очень серьезную скидку на покупку полиса. Пока совершенно непонятно, каким образом в новые технологии вписывается отсутствие аварий, но это – тема другой статьи.
Так вот, по словам представителя одного из крупнейших российских страховщиков Игоря Ямова, проблема заключается в полном отсутствии доверия между страховщиками и страхователями. К сожалению, этому способствовали последние годы работы обязательного страхования гражданской ответственности, когда некоторые страховщики сокращали выплаты, а то и вовсе отказывали в выплате страховки или заключении договоров.
В то же время страховщики считают каждого клиента потенциальным мошенником. По статистике каждый 6-й случай обращения в страховую компанию – мошеннический. Поэтому страховщики требовательны по части предоставления доказательств.
По словам начальника управления европейского протокола Российского союза автостраховщиков Андрея Маклецова, что касается европротокола, требуются неопровержимые данные о том, что действительно была авария. Для четырех экспериментальных регионов, где по европротоколу выплачивается полная сумма страховки, – Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Ленинградской области, – требуются некорректируемые данные места совершения ДТП и фотографии именно с этого места, сделанные сразу после аварии.
Последний момент решился довольно просто. РСА создал мобильное приложение для смартфонов. Называется оно «ДТП Европротокол». Воспользовавшись им, можно снять все повреждения автомобиля. Программа будет давать совет, что и как снять. А снимки тут же будут отправлены в информационную систему АИС РСА. Но на мобильнике они не сохранятся. На всякий случай придется повторить съемку без этой программы.
А вот что касается координат места аварии, то тут все гораздо сложнее. Сейчас некоторые компании предлагают установить прибор, который будет фиксировать ваше поведение на дороге. Он также сможет установить и координаты места происшествия. Однако стоит напомнить, что с прошлого года в России заработала система под названием «ЭРА ГЛОНАСС» – экстренное реагирование при авариях. Да, главная задача этой системы – вызвать на место происшествия службы, которые спасли бы людей, попавших в ДТП.
Но у нее больше возможностей, которые грех не использовать. По словам советника генерального директора АО «ГЛОНАСС» Павла Бунина, сейчас с РСА подписано соглашение о выработке требований к терминалу с расширенным функционалом. То есть один прибор должен помогать в оформлении европротокола, проводить мониторинг транспорта, а также оплачивать проезд по платным дорогам. Кроме того, он должен помогать страховщикам оценивать стиль вождения водителя, то есть работать на благо «умного страхования».
Требования по расширению функциональных возможностей системы «ЭРА ГЛОНАСС» озвучил президент России. Так как ЭРА способна не только вызывать ГИБДД на место происшествия, но и оценить возможные повреждения, вплоть до того, что предположить, есть ли жертвы в аварии или нет, то такие возможности надо использовать.
В частности, представитель одной из крупнейших страховых компаний представил некий расчет. Страховка на Hyundai Solaris обойдется в этой компании в 118 тысяч рублей. Но есть возможность заключить договор, при котором будет использовано «умное страхование». Для этого автовладельцу придется установить за свой счет специальный датчик стоимостью 13 тысяч рублей. Однако в конечном счете экономия может составить более 47 тысяч рублей.
Надо понимать, что такой контроль за соблюдением правил понравится не многим водителям. Но стоит напомнить, что с 2019 года страховщики должны будут платить по европротоколу сполна во всех регионах страны. А для этого необходимо разработать единые технические стандарты взаимодействия всех систем с «ЭРА ГЛОНАСС».
Источник: Российская газета, №277, 08.12.15
< Предыдущая | Следующая > |
---|