Лихачам ОСАГО обойдется дороже
Цена ОСАГО для лихачей может стать запредельной. Для нарушителей правил дорожного движения полис может подорожать примерно в 2–8 раз, подсчитали страховщики.
Независимый актуарный информационно-аналитический центр (НААЦ) по заказу Российского союза автостраховщиков (РСА) оценил, какими могут быть новые коэффициенты в ОСАГО в зависимости от числа нарушений правил дорожного движения (документ есть у «Ведомостей»).
Проработать возможность введения повышающего коэффициента в ОСАГО для злостных нарушителей в августе 2015 г. поручало правительство. Предложение включено в утвержденный премьером Дмитрием Медведевым план мероприятий, направленных на снижение смертности от ДТП. МВД и Центробанк должны подготовить доклад на эту тему в I квартале 2016 г. В новой стратегии развития финансового рынка ЦБ введение этого коэффициента запланировано на 2016 г.
Сейчас стоимость ОСАГО рассчитывается исходя из базового тарифа (3432–4118 руб.) с поправкой на ряд коэффициентов, учитывающих регион, мощность двигателя автомобиля, стаж и возраст водителя. Также учитывается коэффициент «бонус-малус» – аккуратным водителям он дает право на скидку, виновники же ДТП, напротив, платят повышающий коэффициент – до 2,45 в зависимости от количества ДТП. Но система «излишне мягкая <…> а сами повышающие коэффициенты невелики», говорится в отчете НААЦа.
НААЦ предлагает два варианта определения нового коэффициента. Если учитывать все нарушения, то при наличии 5–10 цена полиса ОСАГО может вырасти в 1,86 раза, 10–15 – в 2,06 раза, 15–20 – в 2,26 раза соответственно. Для группы 35 и более нарушений коэффициент может составить 3,04. «Подавляющее число договоров» при этой системе «будет приходиться на ячейку 5–10 нарушений», признает НААЦ.
Можно рассчитывать коэффициент только по серьезным нарушениям. Правда, к ним в докладе НААЦа причислены выезд на полосу встречного движения, проезд на запрещающий сигнал светофора и даже пересечение стоп-линии, но нет, например, вождения в нетрезвом виде. В этом случае коэффициент за пять нарушений может равняться 3,12, а максимальное значение (от 20 нарушений) может доходить до 8,29. Преимущество этого подхода в том, что он практически не повлияет на среднюю стоимость ОСАГО и будет распространяться на самых злостных нарушителей, считает НААЦ.
Для расчетов НААЦ использовал страховую статистику и данные МВД о количестве и составе нарушений ПДД. Правда, ее пока недостаточно для точного расчета коэффициента, пишут актуарии.
Страховщики поддерживают введение нового коэффициента, но считают, что карать надо только за серьезные проступки. Нарушения, например, правил стоянки не связаны напрямую с аварийностью, замечает директор дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев.
Пока преждевременно делать выводы по точному размеру коэффициентов, а также списку нарушений – нужно более детальное исследование, говорит исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. «Но мы убедились, что люди, которые совершают систематические правонарушения, чаще попадают в ДТП, – считает он. – Злостных нарушителей не более 5% от всех автомобилистов, подтолкнуть их к более безопасному вождению может в том числе более высокая стоимость ОСАГО».
«Пять грубых нарушений – достаточный порог, начиная от которого коэффициент должен применяться», – считает зампред правления «СОГАЗа» Дамир Аксянов. Значение коэффициента должно быть настолько существенным, чтобы стимулировать к улучшению дисциплины на дороге, указывает он. Для водителей, допускающих 15–20 и более нарушений, первостепенными мерами воздействия должны быть даже не повышающие коэффициенты в ОСАГО, а серьезные санкции, вплоть до уголовной ответственности, хотя будет правильно, если и стоимость ОСАГО для них станет запредельной, добавляет он. «Если это касается только злостных нарушителей, то почему бы и нет?» – согласен Княгиничев.
Нарушители платят штрафы – это и есть материальная система стимулирования водителей, говорит координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов. Впрочем, он согласен и на введение коэффициентов к ОСАГО: «Регулярное нарушение ПДД рано или поздно приводит к аварии». «Я бы не ограничивал этот коэффициент сверху вообще, – продолжает он. – Цена на полис должна быть очень низкой для аккуратных водителей и пропорционально высокой для небрежных».
Борьба с аварийностью на дорогах в России принимает «уродливые формы», спорит президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников. Цель страховщиков – не установить справедливый тариф, а извлечь больше прибыли, считает он. Коэффициент для злостных нарушителей, если его введут, станет третьим наказанием для автовладельца. Ведь виновник ДТП уже сейчас платит штраф и получает повышенный КБМ. «Страховщика не должна волновать «злостность» водителя, пока он не попал в ДТП», – уверен Тюрников. Он предлагает либо оставить «бонус-малус», либо ввести вместо него новый коэффициент, если цель ОСАГО – снизить аварийность на дорогах. Представитель ЦБ лишь сообщил, что регулятор «прорабатывает вопросы, связанные с введением коэффициента».
Источник: Ведомости, 21.01.16
Автор: Каверина М.
< Предыдущая | Следующая > |
---|