|
Страховой рынок в условиях падающего спроса вновь переделят
В феврале появились сообщения в СМИ о том, что Банк России приступил к санации страхового рынка. До этого страховым компаниям была доступна только процедура банкротства, санация же позволит избежать этой процедуры путем привлечения инвесторов, пишет Деловая газета «Золотой Рог».
В самом ЦБ уверяют, что у регулятора нет цели по сокращению числа игроков на страховом рынке, и тут же говорят о том, что в следующем году продолжить работу смогут только примерно 200 игроков из 334 компаний, действующих на начало нынешнего года. Страховщики, которые продолжат работу на рынке, должны будут доказать наличие капитала и активов. По словам президента Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса, 2015 год обострил обстановку, консолидация, укрупнение, выживание лишь сильнейших – объективный процесс.
Выживут лишь сильнейшие
Кроме того, декабрь прошлого года принес еще одну важную новость: Центробанк намерен повысить минимальный уставный капитал страховщиков в 5 раз, т.е. базовый капитал предлагается поднять до 300 млн руб., максимальная планка коридора уставного капитала страховщиков составит 600 млн руб. Напомним, что сейчас минимальный уставный капитал составляет 60 млн руб. для страховщиков ОМС, 120 млн руб. – для универсальных страховых организаций, для страховщиков жизни – 240 млн руб. и 480 млн руб. – для компаний полноценного цикла, включая перестрахование. По мнению руководства Национальной страховой гильдии – профессионального объединения, представляющего интересы регионального и среднего страхового бизнеса, – после этого нововведения к 2018 году на российском рынке может остаться всего около 80 страховщиков.
Эти решения ЦБ горячо поддержаны крупнейшими страховыми компаниями страны. Гендиректор компании «Ингосстрах» Михаил Волков считает, что «в целом, чтобы обеспечить качественной страховой защитой частных клиентов и юридических лиц, будет достаточно менее 10 крупных федеральных страховщиков».
«Нынешний год будет сложным для компаний рынка, – ответила на вопрос «Золотого Рога» Татьяна Межуева, директор Дальневосточного регионального центра СПАО «Ингосстрах». – Этому будет способствовать не только нарастание кризисных тенденций, но и стратегия ЦБ РФ по усилению контроля за страховщиками. Регулятор уже совершил ряд выездных проверок, в частности, на территориях Сибири и Дальнего Востока с целью в реальных условиях проверить качество активов и резервов страховщиков. Многие местные компании оказались под пристальным вниманием Центробанка, им предстоит привести свои показатели к нормативам. Понятно, что далеко не для всех игроков эти условия окажутся выполнимыми. Соответственно, мы увидим сокращение числа компаний региона. Если оценивать данные процессы стратегически, то можно говорить о позитивных трендах. Рынок региона избавится от недобросовестных и слабых компаний, которые не могут отвечать по своим обязательствам».
Качество услуги или борьба за агента?
Собственно, в этой аргументации крупных страховщиков нет ничего нового. Еще свежо в памяти предыдущее резкое сокращение числа страховых компаний на рынке, прежде всего региональных, когда также были повышены требования к размерам уставного капитала в 2011–2012 гг. Приморский край к 2013 году потерял почти всех местных страховщиков, а региональный бюджет – налогоплательщиков. Сегодня на приморском рынке работают только две страховые компании с пропиской во Владивостоке и еще четыре хабаровские компании, в то время как 10 лет назад таких компаний было 20, из которых 16 – приморские. И тогда, отзывая лицензии у местных компаний, регулятор и крупные страховщики в унисон рассказывали про плюсы для потребителей.
Выиграли ли на самом деле потребители, перейдя в филиалы крупных компаний, вопрос открытый. Но регулятор заявил в прошлом году о том, что более 70% жалоб, поступивших в службу Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, касались именно услуг страховщиков.
«Филиалы федеральных компаний, работающих в регионах, практически не могут самостоятельно заниматься урегулированием страховых случаев. Превратившись в заурядные агентские пункты, они ведут борьбу не за клиента, не за качество страхового продукта и обслуживания страхователя, а за агента со страховым портфелем. И главным оружием в этой борьбе выступает комиссионное вознаграждение агенту, размер которого существенно превышает оговоренные в структуре тарифной ставки расходы на ведение дела страховщика», – отметили особенности ситуации эксперты ДВФУ Л.Васюкова и Н.Смирнова.
Многотрудный вопрос
Судя по ожидаемым результатам, поглощение небольших региональных компаний и создание на их основе филиалов или представительств крупных страховщиков продолжится и на этот раз. Что может это принести потребителю?
«Безусловно, данный вопрос сложный и многотрудный, – говорит генеральный директор ООО «Страховое агентство «Бирюков и Партнеры» Сергей Бирюков. – Предыдущее сокращение числа страховщиков трудно назвать объективным или результатом конкуренции, равно как сложно говорить о существенном повышении качества страхования именно в этой связи.
Полагаю, все достаточно прагматично: у государственной власти в очередной раз «руки дошли» до страхования, и первое, что планируется и реализуется, – это перевод страхового рынка в максимально прозрачное состояние, управляемое и контролируемое именно государственными органами, а значит, чем меньше в нем мелких и средних участников, тем лучше».
Самое спорное во всем этом то, что контролирующий орган – мегарегулятор – уже, по сути, разделил всех страховщиков на «живых» и «мертвых», обозначив 133 компании в зоне высокого риска (при этом не давая понять потребителю, кто эти страховщики) и выделив 22 «значимые» компании, которые, похоже, работают в зоне «особых правовых условий». Где золотая середина – непонятно.
Источник: Золотой Рог, 02.03.16
Автор: Абашева Е.
< Предыдущая | Следующая > |
---|