Ездят без каско
Эксперты страхового рынка расходятся во мнении относительно перспектив 2016 года. Одни предрекают ему дальнейшее сокращение, а другие говорят о незначительном, но росте. Так или иначе, но основным драйвером рынка остается ОСАГО.
В 2015 году рынок страхования в регионах Сибирского федерального округа и Республике Саха (кроме обязательного медицинского страхования) продемонстрировал положительную динамику: объем увеличился на 1,7 процента (в целом по стране – 3,6 процента) и составил 60,3 миллиарда рублей. Эксперты отмечают, что это произошло исключительно благодаря обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), тарифы на которое выросли. По сравнению с 2014 годом сборы по данному виду страхования увеличились почти на сорок процентов (в среднем по России – на 45 процентов).
Объемы страхования ответственности в сибирских регионах выросли на 33,7 процента, страхования жизни – на 28,7, имущества физических лиц – на двадцать процентов. По данным Центробанка РФ, иначе картина выглядит по Новосибирской области, где в рост, прежде всего, пошел рынок страхования жизни (на 64,4 процента), а уже затем страхования ответственности (на 46,3) и имущества физических лиц (на 22 процента). Прирост по ОСАГО составил 34,6 процента. Общий объем рынка страхования в регионе увеличился на заметные 8,5 процента и составил чуть более двенадцати миллиардов рублей.
С минусами закончили год такие сегменты, как автокаско (снижение на 23,4 процента – до 7,9 миллиарда рублей), а также страхование от несчастных случаев и страхование имущества юридических лиц. Снижение во втором случае эксперты объясняют сокращением объемов потребительского кредитования, а спад страхования имущества юридических лиц говорит о том, что бизнес начал экономить на страховании своих собственных рисков.
– Мы видим, что достаточно сильно снизился объем сборов по каско. Это произошло за счет сегмента недорогих автомобилей. Многие автовладельцы рассчитывают на ОСАГО, но «автогражданка» не сможет возместить тотальный ущерб и убытки, не связанные с ДТП, – прокомментировал ситуацию вице-президент, директор Сибирского и Дальневосточного регионального центра компании «АльфаСтрахование» Вадим Маслов.
Заместитель председателя правления компании «СОГАЗ» Дамир Аксянов отмечает, что в 2015-м страховщики впервые за последние годы столкнулись с падением спроса в сегменте автострахования – было заключено на 3,1 миллиона меньше договоров ОСАГО (снижение на семь процентов) и на 1,4 миллиона – автокаско (минус 27 процентов). Стоит отметить, что в прошлом году тарифы на каско выросли в среднем на тридцать процентов вслед за ценами на автомобили, что могло отбить у их владельцев охоту страховаться.
– Повышение тарифов, безусловно, отодвинуло этот вид страхования от критической черты. Однако рост тарифов был компенсирован более чем трехкратным увеличением лимитов возмещения, расширением европротокола и другими нововведениями. В результате средняя выплата по ОСАГО в декабре прошлого года составила почти шестьдесят тысяч рублей, что соответствует средней выплате по автокаско, а общий размер выплат за год увеличился сразу на 37 процентов. Если добавить рост стоимости запчастей в результате падения курса рубля, проблему мошенничества, сокращение продаж автомобилей и другие факторы, то экономика этого вида страхования в перспективе вызывает серьезные опасения, – подчеркивает Дамир Аксянов.
В «СОГАЗе» полагают, что в 2016 году рынок страхования будет сокращаться. Снижение количества договоров автокаско обусловлено существенным падением продаж автомобилей, страхования путешественников – сокращением объемов выездного туризма.
– Число заключенных договоров говорит о том, что рынок страхования в России падает. На фоне кризисных явлений в экономике и снижения основных макроэкономических показателей это вполне естественно и ожидаемо. Страхователи – юридические и физические лица – в условиях уменьшения реальных доходов сокращают расходы, в том числе на страхование, – отмечает вице-президент, директор по стратегическому развитию компании «СОГАЗ» Дмитрий Амелькин.
По его словам, потенциал роста страхового рынка, который в 2014-м и 2015 году был во многом обеспечен повышением тарифов по ОСАГО, сейчас почти исчерпан, а других существенных стимулов для роста нет. Кризис рентабельности по ОСАГО, вероятно, произойдет во второй половине 2017 года.
Настораживает страховщиков и тот факт, что многие автолюбители предпочли пойти на риск и не страховать автомобили по ОСАГО либо воспользовались поддельными полисами. Так, служба безопасности «СОГАЗа» в 2015 году выявила 475 фактов страхового мошенничества, в том числе 52 – с участием организованных преступных групп. Общая сумма предотвращенных убытков от мошеннических действий составила 1,3 миллиарда рублей.
Аналитики «АльфаСтрахования» не столь пессимистичны. По их прогнозам, объем страхового рынка Сибири в 2016 году увеличится примерно на один-два процента, а новосибирский рынок подрастет на четыре-пять процентов. Драйверы роста, предполагают специалисты, останутся те же, что и в 2015 году, – ОСАГО, страхование жизни, имущество физических лиц.
Эксперты рынка предполагают рост популярности более дешевых продуктов автокаско – с усеченным покрытием или франшизой.
– Среди наших клиентов-физлиц почти каждый десятый сегодня заключает договор автокаско с франшизой, – отметил Дамир Аксянов.
Тем временем
Российский союз автостраховщиков (РСА) подготовил предварительные данные об обязательном страховании автогражданской ответственности в январе-феврале 2016 года. По сравнению с аналогичным периодом 2015-го, сбор премий вырос на 38 процентов – с 20,9 миллиарда до 28,9 миллиарда рублей. Средняя премия ОСАГО составила 6,2 тысячи рублей, увеличившись к январю-февралю 2015 года на 43 процента, средняя выплата выросла на 45 процентов – до 57,6 тысячи рублей. По словам президента РСА Игоря Юргенса, значительный рост выплат по ОСАГО обусловлен, прежде всего, троекратным расширением лимита покрытия вреда имуществу (со 120 тысяч до 400 тысяч рублей), произошедшим в октябре 2014 года. Также сказалось введение единой методики оценки ущерба при ДТП и ценовых справочников для расчета стоимости ремонта автомобилей в рамках ОСАГО.
Источник: Российская газета, 07.04.16
Автор: Решетникова Н.
< Предыдущая | Следующая > |
---|