|
Полис недоступности
Курганская областная Дума обратилась в Центробанк РФ и Российский союз автостраховщиков (РСА) с просьбой навести в регионе порядок с выдачей полисов обязательного страхования автогражданской ответственности, а правительство Зауралья предлагает включить область в список проблемных территорий по ОСАГО.
Владельцы транспортных средств обращения властей поддерживают. Получение полиса «автогражданки» превратилось в настоящее испытание. Экскаваторщик Виталий Нуреев, например, заняв очередь в 14 часов накануне, всю ночь просидел на крыльце страховой компании, чтобы заключить договор ОСАГО на спецтехнику.
– Сначала в другую компанию заехал, но там столько народу, что просто не подступиться, – рассказал он корреспонденту «РГ». – Сюда тоже ночью много машин приезжало. Но как только водители узнавали, какая очередь, безнадежно махали рукой и ехали дальше. Так всю ночь и колесят по городу.
Виталию повезло: он оказался третьим. А вот водитель-пенсионер, не пожелавший представиться, выглядел сильно расстроенным: он приехал к семи утра и был уже шестидесятым по счету. Между тем объявление на двери офиса гласило: на текущий день компания может выдать только 50 талонов.
– Ночью я уже дежурить не могу, годы не те, – вздохнул мужчина. – Живу в пригороде, каждый день с утра объезжаю все городские страховые фирмы. Как только говорю, что машина 1987 года, дальше и слушать не хотят. Страховка закончилась еще 13 августа, езжу с просроченным полисом, того и гляди оштрафуют.
По мнению водителей, дефицит полисов создан искусственно. Они убеждены, что за этим последует повышение стоимости ОСАГО.
Между тем, по статистике регионального управления ГИБДД, за семь месяцев 2016 года сотрудники ДПС остановили 6144 водителей без страховки. В прошлом году этот показатель был на две тысячи меньше – 4068. И отнюдь не все нарушители пытаются умышленно обойти закон.
– Некоторые законопослушные граждане даже видео приносят, чтобы доказать, что они обращались в страховую компанию, но им отказали, в том числе по причине отсутствия бланков полисов, – рассказывает замначальника отдела дорожно-патрульной службы УГИБДД Сергей Рябов. – К сожалению, мы им в этом случае ничем помочь не можем.
По данным портала «Страхование сегодня», в Зауралье на рынке добровольного и обязательного страхования работают 38 организаций. Только 11 из них занимаются «автогражданкой». При этом, как уточнили в региональном департаменте экономического развития, 86 процентов рынка занимают в сумме три самых крупных игрока. Удивительно, что, вопреки законам бизнеса, они не борются за клиентов – наоборот, словно стремятся их оттолкнуть. При этом общие проблемы с ОСАГО все пытаются списать на соперников: мол, это конкурент сократил количество выдаваемых полисов, а им теперь расхлебывать – принимать его клиентов.
– РСА выдает полисы ОСАГО по заказу, – пояснила директор филиала одной из компаний Вера Петухова. – Заказ формируется, исходя из бюджетных показателей каждого страховщика. Сейчас у меня полисов достаточно. Но если какая-то компания сократит продажи, я не смогу закрыть образовавшуюся брешь, потому что никто мне свыше плана полисы не пришлет.
По мнению замдиректора курганского филиала другой страховой компании Татьяны Бутенко, дефицит полисов и большие очереди возникли из-за того, что закрылись офисы ряда федеральных страховщиков, а в большинстве оставшихся организаций ввели разного рода ограничения. В одних, например, не принимают автовладельцев из районов, потому что там низкий территориальный коэффициент, в других отказываются страховать машины с двигателем мощностью менее 100 лошадиных сил, автомобили отечественного производства. В некоторых навязывают дополнительные услуги.
Между тем курганские страховщики единодушно признают: по большому счету проблема не в квотах на полисы, а в кабальных выплатах, сделавших ОСАГО невыгодным бизнесом. По словам замдиректора филиала федеральной компании Павла Добровицкого, до 40 процентов всех выплат страховщиков приходится на судебные издержки, в структуре которых, по его словам, стоимость запчастей составляет 5–10 процентов. Все остальное – штрафы, оплата услуг представителей и прочее. На этом и наживаются автоюристы.
– Они выкупают убытки еще до обращения клиента к нам, – пояснил Павел Добровицкий. – Да, де-юре соблюдается претенциозный порядок урегулирования споров, но основная часть дел все равно попадает в суды, и страховым компаниям приходится выплачивать на 30–50 процентов больше, нежели если бы клиент получил основную выплату от нас.
Страховщик считает, что ситуацию значительно упростило бы введение на законодательном уровне выплаты, так сказать, в натуральной форме. Такая практика уже существует в рамках урегулирования договоров по каско и очень хорошо себя зарекомендовала. Клиенту возмещается именно тот вред, который понесло его имущество, машина восстанавливается за счет средств страховой компании.
Кстати
По информации сайта РСА, члены Российского союза автостраховщиков на общем собрании внесли изменения в приоритетные направления деятельности по обеспечению доступности услуг по ОСАГО. Поправки, в частности, предполагают упрощенный порядок включения и исключения регионов в работу системы. По словам президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и РСА Игоря Юргенса, теперь можно оперативно – решением президиума РСА, а не поправками в соглашение – дополнить перечень регионов, в которых могут действовать агентские продажи полисов ОСАГО.
Источник: Российская газета, №189, 25.08.16
Автор: Пичурина В.
< Предыдущая | Следующая > |
---|