|
Минфин предлагает дать страховщикам ОСАГО больше свободы в применении тарифных коэффициентов
Минфин РФ начал серию обсуждений, касающихся корректировки системы формирования тарифных коэффициентов в ОСАГО, этой теме было посвящено специальное рабочее совещание в ведомстве, сообщила «Интерфаксу-АФИ» заместитель руководителя департамента финансовой политики ведомства Вера Балакирева.
«Реформа подходов обеспечит автостраховщикам большую свободу в применении коэффициентов в ОСАГО по своему усмотрению. В случае принятия такого решения компании смогут более адресно и точно рассчитывать стоимость ОСАГО, опираясь на собственную политику андеррайтинга. Базовые коэффициенты в ОСАГО, такие как «бонус-малус» или коэффициенты для опытных и молодых водителей, сохранятся», – сказала она.
В ходе встречи обсуждалась, в частности, возможность передачи части полномочий по установлению региональных коэффициентов самим страховщикам. Это «поможет переломить ситуацию, когда страховщики ОСАГО готовы уходить из ряда убыточных регионов, чтобы минимизировать там продажи обязательных полисов и избежать неконтролируемого роста убытков», полагает представитель Минфина.
По словам В.Балакиревой, в структуре тарифа в ОСАГО удельный вес региональных коэффициентов достигает 25%.
«Кроме того, по усмотрению страховщиков могли бы применяться некоторые коэффициенты, отражающие частоту использования автомобиля, манеру вождения водителя, какие-то конструктивные особенности используемого транспорта, если статистика компании дает для этого основания. Мы допускаем, что некоторые коэффициенты в ОСАГО могут быть модернизированы, отменены или заменены новыми. При этом хотелось бы получить обновленную систему подходов с акцентом на водителя, а не на его автомобиль. Возможно, опытный водитель с огромным стажем не должен будет получить повышение стоимости полиса, но такая мера должна применяться к водителю, часто нарушающему правила дорожного движения. За время действия ОСАГО автостраховщики сами накопили обширные базы данных по застрахованным клиентам, их манере вождения. Новация в том, что компании смогут использовать свои базы в большей степени при определении ценообразования в ОСАГО», – отметила В.Балакирева.
В то же время она подчеркнула, что реформирование системы коэффициентов в ОСАГО не должно привести в целом к росту тарифов. «Так, установленные действующим законодательством об ОСАГО предельные значения коэффициентов, влияющих на удорожание стоимости полисов «автогражданки», должны быть соблюдены. Настройки внутри системы могут изменить стоимость ОСАГО для определенных категорий водителей, система должна стать точнее настроенной, справедливой и клиентоориентированной», – сказала В.Балакирева.
Она отметила, что пока обсуждения только начались, ведомство поделилось со страховщиками своими наработками по возможным направлениям модернизации подходов к формированию системы коэффициентов в ОСАГО. В свою очередь представители страхового сообщества проанализируют полученную информацию, после этого Минфин ожидает встречных предложений от Российского союза автостраховщиков (РСА).
Как пояснил агентству один из участников встречи, страховщики готовились обсудить в Минфине РФ очень конкретные изменения в закон об ОСАГО, в частности норму о введении преимущественных выплат в виде ремонта автомобилей в ОСАГО. Стратегические вводные к теме оказались для них неожиданностью, на встрече отсутствовали представители Банка России.
«Судя по всему, в ближайшие месяцы регуляторам и законодателям предстоит уделять стратегическим и тактическим аспектам бизнеса ОСАГО повышенное внимание», – предположил собеседник агентства.
По его словам, в российском ОСАГО впервые наблюдается резко набирающий обороты кризис. На ряде территорий РФ расширяется и углубляется скачками убыточность, страховщики вынуждены были создать систему продаж через агента РСА, чтобы перераспределить убытки «токсичных» территорий. Недавно РСА добавил к шести регионам с повышенной убыточностью еще три.
Источник считает, что за всю историю ОСАГО в РФ это первый кризис с нестандартным характером: он крайне неоднороден по территориям и определен внеэкономическими факторами, а именно активной деятельностью автоюристов. «Страховщики ОСАГО не надеются на повышение базовых тарифов в связи с убыточностью в ближайшее время, да и повышение это бессмысленно, эффект от такой меры достанется мошенникам и автоюристам», – сказал он.
Собеседник агентства напомнил, что пока Банк России считает бизнес ОСАГО в РФ в целом рентабельным. Представители РСА полагают, что рентабельность в ОСАГО с учетом решений судов была «нулевой» уже по итогам прошлого года, ситуация в этом году усугубляется. В ряде населенных пунктов РФ средняя выплата в ОСАГО достигает 100 тыс. рублей вместо 60 тыс. рублей в целом по России. Уровень убыточности на таких территориях в ОСАГО составляет 160% и даже 300%.
Источник: Финмаркет, 01.09.16
< Предыдущая | Следующая > |
---|