Минфин загоняет рынок в мегарегулятор
Минфин хочет, чтобы мегарегулятор, который предлагается создать на базе ЦБ и ФСФР, заработал через год. Оба финансовых регулятора следят за довольно разрозненными рынками, поэтому слить их в единое целое вряд ли получится, говорят участники рынка. По одному из вариантов, ФСФР может быть преобразована в агентство и переподчинена Банку России.
Вчера министр финансов Антон Силуанов сообщил, что мегарегулятор может заработать в конце 2013-го – начале 2014 года. Новый финансовый орган предлагается создать, слив воедино ФСФР и Банк России. «Опыт других стран показал, что объединенные в одних руках функции по регулированию и надзору значительно эффективнее, чем разрозненные», – цитирует слова г-на Силуанова агентство «Прайм».
Экс-зампред ЦБ, председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин считает, что пруденциальный надзор за банками должен быть у одного регулятора, а надзор за остальными компаниями – биржами, НПФ, управляющими компаниями, регистраторами – у другого. «Есть вариант создать агентство при Банке России, которое бы занималось примерно тем, чем сейчас занимается ФСФР, но, будучи обособленной организацией, оно подчинялось бы совету директоров ЦБ. Получится, что вопросы совместного надзора они решают в комитете финансового надзора. В то же время функции ФСФР не растворились бы в департаментах ЦБ», – сказал г-н Вьюгин, добавив, что такой вариант создания мегарегулятора он предложил на заседании в Минфине. Запрос РБК daily в Банк России остался без ответа.
В ФСФР подчеркивают, что в мировой практике мегарегулятор, объединяющий в себе надзор и за банками, и за участниками финансового рынка на базе ЦБ, существует только в Сингапуре. «Корректировка существующего в настоящее время законодательства на финансовом и страховом рынках при реализации этой идеи потребует значительного времени», – считают в ФСФР.
Представители банковского сообщества расходятся во мнениях по поводу целесообразности объединения ФСФР и ЦБ. «Я бы не торопился с объединением. ФСФР – орган исполнительной власти, а Банк России – конституционный орган, и его статус менять так лихо нельзя, – говорит глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. – Я бы лучше наводил порядок в системе дублирования надзора и распределения компетенций, чем пытался объединить ужа и ежа». В свою очередь глава Ассоциации региональных банков «Россия» Анатолий Аксаков считает, что будет лучше, если ФСФР присоединить к ЦБ. «Банк России обладает финансовой, технологической базой, кадровым потенциалом. Опыт ЦБ в пруденциальном надзоре можно распространить на остальные финансовые рынки: рынок ценных бумаг, страховой рынок», – говорит г-н Аксаков.
«Система ЦБ крайне специализированна и направлена на контроль за деятельностью банков. К тому же и система гарантирования ответственности перед гражданами сложилась разная: на банковском рынке за это отвечает госкорпорация Агентство по страхованию вкладов, а у страховщиков – специализированные отраслевые союзы, которые выполняют функции гарантийных фондов», – отмечает президент Всероссийского союза страховщиков Андрей Кигим. Он считает, что объединение регуляторов потребует изменения инфраструктуры всего рынка.
Бывший председатель ЦБ Виктор Геращенко к созданию мегарегулятора отнесся скептически: «Если для них опыт зарубежных стран не пример, то пусть делают, что хотят. Дуракам закон не писан. Они лучше бы перестали финансировать дефицит США, покупая их ценные бумаги. А то тоже, мегарегуляторы. И в Англии, и во Франции, как только функции надзора по требованию парламентариев выделяли из ЦБ, контроль за банками становился хуже, потому что этим начинали заниматься чиновники, которые никогда не были банкирами».
Источник: РБК daily, 13.09.12
Автор: Старостина Н.
< Предыдущая | Следующая > |
---|