Прошло больше месяца с момента появления крайне важного документа для всех автовладельцев, однако до сих пор реакция бизнеса на нововведение крайне вялая. Мы попытались разобраться, как новые правила отразятся на участниках рынка. Эксперты утверждают, что процедура техосмотра, скорее всего, станет более дорогой.

.

 

Напомним, 15 июня 2011 года Государственная Дума РФ приняла новый федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документ устанавливает порядок, форму проведения и аккредитацию операторов техосмотра.

Станции техобслуживания уже ощутили на себе действие нового закона: их салоны опустели. Однако о закрытии станций речи пока не идет. Как пояснили нам сами владельцы, пока они ждут 1 января 2012 года. К этому моменту Российский союз автостраховщиков уже должен будет разработать систему аккредитации станций технического обслуживания, по результатам которой последние будут допускаться к работе по техосмотру автомобилей. Проводить его смогут организации, связанные со страховщиками договором. Важное нововведение – новый закон переносит акцент в документах на страховой полис ОСАГО. Без предъявления талона техосмотра приобрести полис будет невозможно. А с 1 января 2012 года талон даже не придется предоставлять на проверку инспекторов ГИБДД, потому что оба документа будут объединены в один. Так, по крайней мере, закреплено в законе, однако как именно это будет реализовано, пока не знают даже в Российском союзе автостраховщиков.

«Первое заседание рабочей группы Союза по новым правилам техосмотра намечено на конец июля 2011 года, – говорит Андрей Антохонов, начальник отдела ОСАГО страховой компании «РОСНО». – Новый закон содержит положения, порядок выполнения которых нуждается как минимум в уточнении. Например, как действовать предприятиям, у которых на некоторый парк транспортных средств техосмотр заканчивается через месяц после окончания ОСАГО, ведь по новому закону заключать новые договоры ОСАГО они не смогут, так как требуется талон техосмотра со сроком окончания не менее чем через 6 месяцев. Также есть вопросы по процессу аккредитации в Российском союзе автостраховщиков государственных пунктов техосмотра».

Отметим, что одним из условий прохождения аккредитации пункта техосмотра является наличие технической возможности передачи сведений о результате техобслуживания в единую электронную базу данных. Между тем таковой в нашей стране пока не существует.

«Есть база данных по Москве и Московской области, – рассказывает председатель межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Алексей Дозоров, – то есть в этих регионах можно «пробить» по базе, проходил автомобиль техосмотр или нет, подобного банка данных между регионами пока не существует. Хотя его создание не представляет технической сложности. Будем надеяться, что база по всей России появится если не в те полгода, которые остались до того, как закон начнет работать, то хотя бы в те два года «переходного периода», которые нам отведены до полного перехода на новые правила».

Добавим, в этот переходный период для того, чтобы нормы закона начали работать, должен появиться ряд дополнительных документов: постановления правительства РФ, приказы министерств, а также нормативно-правовые акты соответствующих служб и ведомств. В них, в частности, должен быть отрегулирован способ расчета тарифов на техосмотр: в каждом регионе РФ будет установлена своя стоимость прохождения этой процедуры. Верхний предел определит Федеральная служба по тарифам. Комитет Госдумы по транспорту сегодня прогнозирует, что цена не будет превышать 3 тысяч рублей.

Тем не менее стоимость прохождения техосмотра в сравнении с сегодняшней все равно вырастет. «Если сейчас госпошлина за техосмотр составляет 300 рублей, плюс 500 рублей автовладелец платит за диагностику, то после введения новых правил стоимость процедуры теоретически может снизиться, – рассуждает Алексей Дроздов. – Если операторов техобслуживания будет достаточно много и конкурентная среда заставит пойти на снижение цены. Но, честно говоря, я в это не верю».

Дело не только в логике, согласно которой страховые компании, вероятно, не захотят упустить возможности заработать. «Закон ведь вводит ответственность за неисправность в автомобиле, которую могут «недоглядеть» при техосмотре, – говорит Дозоров. – Если эта неисправность поведет к причинению вреда владельцу автомобиля, то ему должны будут возместить ущерб. А такой риск, конечно же, будет закладываться в стоимость услуги. Я практически на сто процентов уверен, что цена на техосмотр по всей стране вырастет».

В этом смысле, по мнению эксперта, закон однозначно выгоден владельцам страховых компаний. «Перевод всех процедур прохождения техосмотра под их крыло, разумеется, позитивно скажется на их бизнесе», – утверждает Алексей Дозоров. Он также не исключает возможности возникновения такой ситуации, при которой отдельные страховые компании будут просто продавать талоны и полисы о техосмотре. «Подобные вещи практикуются и сейчас, не исключено, что они продолжатся и в будущем», – отмечает специалист.

Иначе видит ситуацию кандидат экономических наук, доцент кафедры финансовых рынков и финансового менеджмента Высшей школы экономики – Санкт-Петербург Юлия Тарасова.

«Я думаю, что существенных изменений для страховщиков не произойдет, – говорит она. – Техосмотр не является определяющим цену полиса и расходов при страховании автомобилей; а сотрудники станций техобслуживания найдут иные способы и возможности заработать».

Ситуация прямой продажи полисов, по мнению специалиста, возможна только для небольшого числа организаций. «В зарубежной практике есть компании, которые называются «принципалы». Это те компании, которые продают полисы исключительно через агентскую сеть», – говорит Юлия Тарасова.

Поясним: если раньше продажей полисов занимались почти все торговцы автомобилями, вероятно, получая с этого какой-то процент, то теперь страховщики, вероятно, предпочтут продавать полисы ОСАГО только через официальную дилерскую сеть. Таким образом, автосалоны, которые не пройдут аккредитации Российского союза автостраховщиков, утратят возможность продажи полисов.

«Компании, которые пытаются «заработать» на страхователях без оказания страховых услуг, всегда присутствовали на рынке, но не думаю, что они будут составлять большинство, – рассуждает экономист. – Кроме того, сейчас на страховом рынке России сложилась тенденция к укрупнению страховых организаций, которые не будут ограничиваться простой продажей услуг».

В целом с большой осторожностью о принятом законе говорят не только эксперты, но и сами автомобилисты. Пока в дополнение к закону не принят пакет документов, разъясняющих порядок прохождения техосмотра, способ тарифообразования и порядок проверки талонов на дорогах, прогнозировать ситуацию достаточно трудно.

Источник: Российская бизнес-газета, №26, 02.08.11

Автор: Велигжанина Е.