Правительство рассматривает возможность расширить границы оформления ДТП по Европротоколу в Москве и Петербурге. Автомобилистам двух столиц могут позволить не вызывать ГИБДД, даже если сумма ущерба существенно превышает установленные сейчас 25 тысяч рублей. Эксперты полагают, что автовладельцы не будут пользоваться этой возможностью из-за опасений остаться без выплат от страховщиков.

 

О возможности тотального расширения Европротокола в Москве и Петербурге в выходные заявил вице-премьер Игорь Шувалов в эфире телеканала «Россия». Как сообщил чиновник, если участники незначительных аварий без пострадавших будут фиксировать ДТП на видеокамеру или смартфон, то смогут не обращаться к сотрудникам дорожной инспекции.

Если такой эксперимент в столицах будет удачным, то опыт, по словам Шувалова, может быть распространен на всю Россию. Правда, в регионах планируется ограничить максимальную сумму ущерба для таких ДТП до 50 тысяч рублей.

В правительстве не скрывают, что главная идея нововведений – избавление Москвы и Северной столицы РФ от многокилометровых пробок, которые подчас образуются из-за незначительных ДТП. Тем более что статистика ГИБДД в крупных городах говорит нам о том, что тяжесть аварий снижается, зато повышается общее количество столкновений. Иными словами, в плотном потоке машин, движущихся со скоростью 10–20 км в час, практически нереально сильно разбить машину, зато, зазевавшись, помять бампер соседу по полосе буквально ничего не стоит. Тем не менее длительность ожидания в пробке сотрудников ГИБДД в Петербурге, не говоря уж о Москве, превышает все возможные пределы. Нередко автомобилисты проводят на местах ДТП по 5–6 часов.

Введенный в 2009 году Европротокол, позволивший автомобилистам, которым чуть-чуть не повезло, разъезжаться самим, впрочем, не стал панацеей от этой проблемы. Страховщики полагают, что отчасти потому, что автомобилисты не могут на месте понять, не превышает ли полученный ими ущерб 25 тысяч рублей.

«Нововведение должно поспособствовать улучшению ситуации на дорогах Москвы и Петербурга. В обеих столицах с учетом перегруженных транспортных магистралей, особенно в часы пик, практически любое ДТП приводит к заторам и затрудненному движению, а возможность урегулирования без вызова ГИБДД позволяет избежать пробок. Но если раньше большинство водителей не пользовались Европротоколом из-за опасения превысить установленный лимит в 25 тыс. рублей и сложности задачи на месте оценить реальный ущерб, то увеличение суммы выплат должно снять эти проблемы», – комментирует заместитель директора по партнерским продажам Северо-Западной дирекции СК «Альянс» Владислав Анисимов.

Впрочем, как уточняет страховщик, Европротоколом по-прежнему удобно пользоваться лишь невиновному в ДТП водителю, так как для получения возмещения по каско требуются дополнительные справки.

Оформляться самим, подтверждает координатор общества защиты прав автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов, автолюбителям мешают опасения не получить выплаты и по ОСАГО. «Прежде чем вводить нелимитированный Европротокол, необходимо ввести жесткие санкции для страховщиков, – говорит правозащитник. – Сейчас многие страховые компании, пользуясь правовым нигилизмом автолюбителей, требуют для положительного решения по возмещению ущерба те справки и документы, просить которые по закону не имеют права». В целом Холодов, отметим, оценивает идею распространения Европротокола на большее количество участников аварий как положительную тенденцию. «Возможно, это приведет к тому, что сотрудники ГИБДД будут быстрее приезжать на ДТП с пострадавшими, а не тратить время на мелкие аварии», – говорит эксперт.

Председатель автоклуба А-24 Денис Шубин полагает, что расширение границ Европротокола приведет к росту тарифов по ОСАГО. «Если увеличить сборы по обязательному страхованию, страховщики не только не будут отказывать в выплатах без веских причин, но и перестанут занижать суммы покрытия ущерба. Фактически эта система уже работает. Известно, что многие страховщики предлагают клиентам купить дополнительные полисы к ОСАГО, которые расширяют размер возмещения до миллиона рублей», – заявляет Шубин. Эксперты сходятся во мнении, что существующие базовые ставки по ОСАГО, введенные в 2003 году, устарели. Они, в отличие от других тарифов, не индексировались с ростом инфляции. И сейчас этот вид страхования является убыточным. Страховщики считают, что тарифы необходимо поднять до уровня европейских (это значит в 3–4 раза). Сторонние эксперты полагают, что достаточно увеличить ставки на 20–25%.

Источник: Фонтанка.ру, 22.10.12

Автор: Могилевская М.