Покупка страховых полисов через Интернет (будем называть это online-страхованием) стремительно развивается, как и другие покупки через всемирную Сеть. Не секрет, что многое распространенное на Западе, в том числе и online-страхование, в России только начинает набирать обороты.

 

Основные проблемы, которые мешают полноценному развитию и распространению такого способа страхования, заключаются в неразвитости законодательной базы, технических сложностях и консервативности мышления. На Западе страхователь может просто распечатать полис, и он будет действительным, у нас в стране пока это законодательно невозможно – страховой полис не может быть действительным, пока на нем не будет стоять оригинальной подписи страхователя и он не будет оформлен на бланке строгой отчетности. Для этого страховым компаниям приходится организовывать курьерскую доставку. Эту проблему можно решить законодательно, а именно: сделать легитимной электронную подпись и, соответственно, отказаться от бланков строгой отчетности. В первую очередь это поможет снизить расходы на курьерскую доставку и, соответственно, сделать страхование дешевле.

Следующее препятствие для «перехода в online» – это техническая проблема, которая заключается в создании специальных программ для расчета полиса по каждому виду страхования. Именно из-за этого препятствия пока в сети Интернет можно приобрести только те виды полисов, которые не требуют сложных расчетов и зависят от конкретных показателей, которые страхователь сам может заполнить, а программа уже просчитает их стоимость. К примеру, это ОСАГО, каско (на новые транспортные средства), страхование граждан, выезжающих за рубеж (электронный вид страхового полиса действует и принимается во всех странах), а также личное страхование и страхование имущества. С другой стороны, некоторые виды страхования в принципе невозможно оформить без участия страховщика, это услуги, которые требуют предварительной оценки. И конечно же, остается острой проблема консервативности наших граждан, которые пока еще не доверяют услугам, которые продаются через Интернет.

В последнее время сайты страховых компаний переориентируются с имиджевого стиля на «продуктоориентированный», наша компания сейчас как раз идет по этому пути. Сайт представлен как интернет-магазин страховых услуг. К примеру, на главной странице содержится не стандартный раздел «О компании», здесь выложена информация о продуктах – этот момент как раз обуславливает развитие online-страхования. На сайте можно не только просчитать стоимость полиса, но и купить его с помощью пластиковой карты, не вставая из-за компьютера.

Следующий шаг, который будет необходимо совершить страховщикам, – урегулирование убытков без появления клиента в офисе страховой компании. И этот шаг будет сделан быстрее, чем ожидает рынок. Страховщики уже очень активно думают об этом.

Источник: Континент Сибирь, №40, 24.10.12

Автор: Вадим Маслов, директор Сибирского регионального центра, вице-президент ОАО «АльфаСтрахование»