«Парковка – вопрос политический», – Борис Хаит, президент инвестиционной группы «Спасские ворота»
«Очень азартный человек», 61-летний Борис Хаит не хочет расставаться с бизнесом. Бывший основатель страховой компании «Спасские ворота» затеял сразу несколько необычных проектов.
В советские времена выпускник Московского института инженеров транспорта Борис Хаит работал главным энергетиком Центральной клинической больницы Министерства путей сообщения и заместителем директора Московского научно-исследовательского рентгенорадиологического института. В
Младший партнер, несмотря на публичность и близость к прежним столичным властям, всегда оставался в тени Гусинского, вспоминают его давние знакомые. Сам бизнесмен о тех временах и Гусинском вспоминать не любит. «Кому интересны скелеты в шкафу? Он что, как-то влияет на бизнес в России? Да многие уже не знают, кто это такой, а конфликты и события, в которых он принимал участие, ушли вместе с той эпохой», – неохотно отвечает Хаит на вопросы о Гусинском. По словам Хаита, они с Гусинским не поддерживают отношения с тех пор, как тот покинул страну: «Конечно, если я захожу на какой-то сайт и вижу фамилию Гусинский, я прочитаю статью – все-таки вместе мы прошли большой путь. Но это бывает все реже и реже».
Самостоятельное плавание
В
Ни сам Хаит, ни банк не называли сумму сделки, но участники рынка считают, что на этой сделке Хаит точно заработал несколько десятков миллионов долларов, если не больше.
До продажи компании Банку Москвы «Спасские ворота» были главным бизнесом Хаита, и даже несколько лет после сделки он руководил компанией.
Хаит производит впечатление деятельного и энергичного человека – мне не раз приходилось наблюдать небывалое оживление в офисе, когда Хаит приезжал на работу и общался с подчиненными. Похоже, именно таким он и является, иначе зачем на седьмом десятке худеть на несколько десятков килограммов и заниматься новым для себя бизнесом, вместо того чтобы спокойно коротать досуг за воспитанием внуков, чтением любимых книг и охотой, на которую Хаит частенько выбирается?
«Спасские ворота» были проданы до того, как основной владелец Банка Москвы Андрей Бородин покинул Россию, а менеджеры группы «ВТБ», купившей банк, узнали о его проблемах, забили тревогу и получили беспрецедентную госпомощь для спасения банка. За пару лет до этих драматических событий Хаит получил деньги за компанию, оставил себе один из старейших на страховом рынке брендов и теперь вновь развивает бизнес, в том числе и страховой, под этим именем.
В прошлом году предприниматель вместе с новыми партнерами, среди которых бывший хозяин Промышленно-страховой компании Борис Пастухов и экс-владелец банка «Глобэкс» Анатолий Мотылев, купил у ставшего премьер-министром Грузии Бидзины Иванишвили банк «Российский кредит». Была ли эта сделка частью политической игры Иванишвили? Возможно, покупатели – лишь номинальные владельцы банка? Это глупости, утверждает Хаит во время нашей встречи. Для обеда с «Ведомостями» он выбрал ресторан в центральном офисе «Российского кредита» – особняке на Смоленском бульваре у здания МИДа.
Пока мы заказываем закуски, Хаит рассказывает, почему после продажи «Спасских ворот» и некоторого затишья решил вернуться в бизнес и снова стать публичной фигурой. «Я никогда не сидел без дела, деятельность моя, может, и была не столь заметной, но не прекращалась. Все мои интересы находились и находятся в финансовых сферах. Поэтому сейчас это лишь продолжение движения, некий возврат, с привлечением достаточно известного бренда», – говорит Хаит.
После продажи «Спасских ворот» Банку Москвы Хаит не мог некоторое время заниматься страхованием – это было одним из условий сделки. Сейчас активы «Спасских ворот» – часть «Страховой группы МСК», которая входит в группу «ВТБ». А прежний бренд Хаит оставил себе и дал старое название новому кораблю – новой инвестиционной группе, объединившей под этим зонтиком несколько бизнесов. «Наши интересы разнообразны, но все они связаны с инвестиционными процессами», – продолжает Хаит. И оговаривается: он не обязательно владеет или будет владеть долями во всех компаниях группы – это могут быть партнерские взаимоотношения, договоренности о сотрудничестве, полное владение капиталом, участие в группе аффилированных лиц и т.д.
О каких же бизнесах речь? Например, инвестиционный фонд Granat Capital и компания «Трестком», где младшим партнером Хаита является его давний знакомый Анатолий Цоир – в банковской сфере он проработал 16 лет, до совместного проекта с Хаитом долгое время был трейдером в МДМ банке.
Новый бизнес Хаита и Цоира – это торговые роботы, компании занимаются алгоритмической торговлей на фондовом рынке, используют математические расчеты для покупки разных финансовых инструментов. В офисе за мониторами сидят вчерашние студенты, а Хаит увлеченно рассказывает, что этот бизнес – «очень перспективная вещь, это будущее, которое позволит зарабатывать с помощью инновационной деятельности».
Применяя электронный вид банкинга, он хочет воспитать новое поколение математиков, которые могли бы стать «пилотами» и разрабатывали для своих клиентов наименее рискованные подходы на фондовом рынке: «Все это возможно как в алгоритмической деятельности, так и вне ее. Мы пришли к выводу, что хоть и есть программа, но ее должен сопровождать человек – «пилот», который все-таки будет с машиной сотрудничать». «Пилот», по словам Хаита, – правильно подготовленный финансовый трейдер, его управление процессом работы приведет к наилучшим результатам. Он не исключает партнерства с «Российским кредитом» в этом бизнесе, но не говорит, когда рассчитывает получить прибыль от проекта: «Несомненно, это вещь, которая может приносить неплохой доход».
Бизнес, который никуда не ушел
С закусками – салатом из гребешков, ассорти из белой и красной рыбы и овощами – покончено. Мы приступаем к вкуснейшим щам из свинины и говядины, и я спрашиваю Хаита о других его проектах. Бизнесмен сделал себе имя в страховании, и было бы удивительно, если бы он не стал заниматься таким знакомым и проверенным бизнесом. Вот только способ для этого он выбрал, пожалуй, не самый очевидный. Хаит договорился с акционерами небольшого корпоративного страховщика «Межрегионгарант» о том, что тот будет использовать принадлежащий предпринимателю бренд «Спасские ворота» (по степени узнаваемости он входит в первую десятку страховых брендов страны, хотя самой компании давно нет, отмечает Хаит). У «Межрегионгаранта», несмотря на размер (за девять месяцев
У Хаита нет доли в страховой компании, но он вошел в совет директоров: «Когда я почувствую, что привнес те элементы, которые принесли компании прибыль или пользу, когда все планы будут воплощены в жизнь, тогда возможно будет говорить об опциях, о перекрещивании капитала и т.д.».
«Спасские ворота», которые Хаит продал Банку Москвы, были крупным розничным страховщиком – основу его портфеля составляло автострахование, самый убыточный сегмент страхового рынка. Но и сегодня бизнесмен убежден, что заниматься только корпоративным страхованием неправильно и развивать бизнес без правильно построенного отношения к ретейлу нельзя. Одно из основных направлений бизнеса «Межрегионгаранта» – добровольное медицинское страхование, и оно как раз рассчитано не только на корпоративных клиентов. Хаиту также принадлежит крупный игрок рынка обязательного медицинского страхования – компания «Спасские ворота-М». Она по-прежнему успешно работает, и здесь сотрудничество, по словам бизнесмена, реально, обе компании могут быть очень полезны друг другу: «Вот еще одна область бизнеса, который никуда не ушел».
Швейцарские парковки
На горячее у нас жареный сибас, и Хаит тоже как будто припас вкусное на потом. Пожалуй, самый интересный и перспективный его с партнерами проект – создание автоматизированных парковок, в том числе подземных. Тема актуальная, кто первый займет эту «поляну», может озолотиться. И тут Хаит ищет нестандартное решение.
То, что происходит сейчас на улицах Москвы, волнует каждого из нас – простого москвича без машины, москвича, у которого несколько машин, волнует руководство города, премьер-министра и даже президента, сетует бизнесмен: «Остается только понять, каким образом будет решаться эта проблема». Хаит вместе со швейцарской Skyline на паритетных началах учредил компанию «Скайлайн рус», чтобы внедрять зарубежную технологию на российском рынке. Одна из ее основных особенностей – постановка машины в автоматизированном режиме на место парковки или гаража. «Это возможность в историческом центре города, где уже машины поставить невозможно, уместить большую парковку по площади целого стадиона, но в радиусе всего
Основная трудность парковки – время, в идеале оно должно составлять менее 40–50 секунд, если больше, то возникает уже другая пробка – очередь на парковку, сокрушается он: «И вот эту задачу мы решили. Мы будем предлагать городу свои проекты в этой области, для реализации этой задачи нужна земля, нужны проекты, но самое главное – размещение парковок именно там, где это нужно людям и городу, где нет возможности организовать парковки открытого типа».
И в Санкт-Петербурге к этой идее отнеслись очень внимательно, говорит Хаит. По его словам, он уже обсуждал эту тему с губернатором города. Обсуждался этот вопрос и с руководством Калуги. «Мы также обратились в Агентство стратегических инициатив, говоря не о нашей, а вообще о технологии автоматизированных парковок. Надеемся, эти предложения будут одобрены. По моему мнению, в исторически сложившихся городских центрах другой альтернативы нет», – категоричен Хаит, который хотел бы работать везде, где есть проблема с парковками. В Москве, отмечает он, уже идет проектирование парковок по конкретным адресам: «Пришло понимание, что это вопрос не только социальный, но уже скорее политический. Но быстрота принятия решений оставляет желать лучшего».
Хаит уверен, что, как только «Скайлайн» построит пилотные вещи, которые будут освобождать машину быстро, компания сразу же привлечет внимание инвесторов. Одним из таких инвесторов готов быть и он – вместе со швейцарскими партнерами.
Сколько же стоит построить такую парковку и во сколько обойдутся ее услуги? Если не говорить о строительной части, высокотехнологичное оборудование будет стоить примерно $20000–25000 за машино-место, прикидывает Хаит: «Цены в России растут так быстро, а инфляция на Западе такая небольшая, что, если мы через год будем внедрять [эту технологию], стоимость парковки на паркингах в домах будет уже выше платы за механизированную парковку». Стоимость парковки на открытых стоянках сейчас достигает 100–150 руб. в час, но за что с москвичей берут такие деньги, удивляется Хаит: «Вы что, вложили их в какую-то технологию?» У «Скайлайн» все финансово просчитано и «цены будут разумные, не запредельные», обещает он, не называя конкретных цифр: «Стоимость парковки будет соответствовать тому, что сложилось в Москве».
Разногласий быть не может
На десерт не остается сил, и я спрашиваю, что же с банком. Почему Хаит с партнерами вложился именно в «Российский кредит»? Покупатели руководствовались тем, что это очень хороший, знаковый и перспективный бренд, не скупится на похвалу Хаит, который купил менее 20% банка и вошел в его совет директоров. «Роскред» – банк небольшой, по данным «Интерфакс-ЦЭА» на 30 сентября
У партнеров есть идея – создать многопрофильный банк федерального уровня с широким спектром банковских услуг, используя этот красивый бренд. Сейчас банк работает над новой стратегией, которая предусматривает активное развитие розничной сети. Банк планирует открыть более 20 отделений в Москве, развивать сеть в регионах, говорит Хаит.
Не боится ли он, что между партнерами по банку возникнут разногласия? «Когда люди договариваются о совместных инвестициях, все разногласия устранены, у них одинаковый взгляд на вопрос. Есть руководство банка, есть акционеры. И разногласий быть не может, потому что люди все успешные, понимают свои цели, не собираются выбрасывать деньги на ветер и заранее обо всем договорились».
«Не только ценный мех»
Борис Хаит также занимается животноводством: «Это малое животноводство. Мы строим промышленный комплекс по производству мяса кроликов. Как в советское время вводили в строй бройлерские хозяйства, точно так же есть технология (правда, западная, к сожалению), которая позволяет это реализовать! Но эти технологии мы будем внедрять в России. Самое главное – мясо вкусное, диетическое, как говорил один сатирик, «кролики – это не только ценный мех, но и 3–4 кг диетического мяса». Будем кормить школы, сады… все это возможно. Проект разработан, земля в Тверской области, на границе с Московской выделена. Все готово, разрешение на строительство уже получено. Но опять, к большому сожалению, руководство согласно – да, очень полезно, да, очень интересно, но реальных финансовых рычагов для поддержки агрокомплекса недостаточно. Приятно, что мы нашли понимание в Минсельхозе и его инвестиционном блоке, новая команда реагирует гораздо быстрее, чем прежняя. Сейчас мы договариваемся насчет того, что это будет. Или это будет лизинг, или правильное кредитование с нарастающим итогом, ну, кто это будет делать. Но тем не менее есть люди с энтузиазмом, не в этом году, так в следующем будем ставить. Производство планируется безотходное, все будет реализовываться! И шкуры, и мясо, и убойный цех. Предприятие будет называться «Диеткроль». Планируем потом создать и консервный цех, чтобы все это работало».
Штрихи к портрету
Борис Хаит родом из Белоруссии и любит наведаться в родные места, чтобы поохотиться. Это дело Хаит называет главным хобби: «Она [охота] позволяет забыть обо всем, отвлечься». Он и правда оживляется, а в глазах появляется блеск, когда разговор заходит об охоте.
«Люблю ездить с друзьями и родными за границу, например в Австрию, Испанию, охочусь в России, Белоруссии. Это же мощный выброс адреналина, когда ты подкрадываешься, высматриваешь добычу и наконец в последний момент – ба-бах! А я человек очень азартный», – рассказывал Хаит «Ведомостям».
Перспективный бизнес
Банки
За то время, когда Хаит покинул банковский бизнес и снова вернулся в него, ситуация на этом рынке сильно изменилась. За последние 10 лет активы банковской системы России выросли в 12 раз, а госбанки стали еще больше влиять на политику в секторе: сейчас они определяют ее. В первой десятке среди крупнейших по объему активов банков пять государственных (Сбербанк, ВТБ, ВТБ24, Банк Москвы и Россельхозбанк), а руководители Сбербанка и ВТБ Герман Греф и Андрей Костин – не просто банкиры, они фигуры государственного масштаба. Именно через Сбербанк и ВТБ государство кредитовало кризисную экономику, на конференциях этих госбанков перед инвесторами выступают президент Владимир Путин и премьер Дмитрий Медведев.
Парковки
Парковки на московских улицах – одна из главных городских проблем. С ноября в столице действует бессрочный пилотный проект по организации платных парковок на двух десятках улиц центра города. Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что автовладельцы, проживающие на улицах зоны платного парковочного пространства, за круглосуточную стоянку на этих парковках будут платить по 3000 руб. в год. Такое решение московские власти приняли по итогам встречи с жителями центра. За 1,5 месяца действия проекта за услуги таких парковок водители заплатили 4,5 млн руб.
При неоплате или несвоевременной оплате парковки нарушителю грозит штраф в 3000 руб., сообщал департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры мэрии. Наказание налагается в автоматическом режиме мобильными комплексами фото- и видеофиксации и направляется владельцу автомобиля по почте.
Страхование
Хаит считает, что не сказал последнего слова в страховании. Этот рынок за последние 10 лет также вырос в разы – статистики за
Источник: Ведомости, №13, 30.01.13
Автор: Рожков А.
< Предыдущая | Следующая > |
---|