Полис с отказом
Липецкие судьи бьют тревогу: практически в каждом четвертом случае гражданам, уплатившим все страховые взносы по ОСАГО, приходится выбивать законные компенсации через суд. При этом под удар попадают и страховые компании, которые, по решениям судов, вынуждены платить еще и штраф с неустойкой.
Сегодня суды региона буквально завалены исками граждан к страховым компаниям по спорам о выплатах по договорам ОСАГО и – в редких случаях – по каско. По словам зампредседателя Липецкого областного суда Галины Брик, только в 2012 году районными судами было рассмотрено 3258 дел этой категории. Еще 4500 споров между гражданами и страховщиками рассмотрели мировые суды. В то же время, по данным УГИБДД УМВД России по Липецкой области, в прошлом году было совершено чуть более 32 тысяч ДТП, в которых граждане имели право на получение страховых выплат по ОСАГО. Эта статистика говорит сама за себя.
– Практически в 97 процентах случаев мы удовлетворяем иски граждан к страховым компаниям, – говорит Галина Брик. – А значит, признаем, что страховые компании необоснованно отказали в выплатах этих сумм. И такие показатели не могут не насторожить. Очень неприятно видеть, как люди, которых государство обязало страховать автогражданскую ответственность и которые добросовестно это делают, вынуждены через суды отстаивать у страховых компаний положенные им по закону выплаты.
Между тем в июне прошлого года Верховный Суд признал, что нормы закона о защите прав потребителей распространяются и на обязательное страхование гражданской ответственности. И теперь граждане, помимо выплат по ОСАГО, получили возможность взыскивать со страховых компаний и штраф с неустойкой. К слову, размер штрафа равен сумме взыскания. В судах признают, что эти меры могут негативно сказаться на финансовых показателях страховщиков, но надеются, что это стимулирует участников рынка решать вопросы о выплатах в досудебном порядке.
У страховщиков свое видение проблемы. Так, в закон об ОСАГО готовятся поправки, согласно которым страховая сумма при причинении вреда имуществу потерпевшего может вырасти до 400 тысяч рублей, а при причинении вреда жизни или здоровью потерпевшего – до 500 тысяч. Одновременно предлагается увеличить тариф по ОСАГО на 25 процентов.
Однако страховщики заявляют, что этого мало – необходим рост минимум вполовину. Одновременно Российский союз автостраховщиков, а также крупнейшие компании просят отменить действие закона о защите прав потребителей в отношении договоров ОСАГО. Заявляя, что в итоге это привело к тому, что выплаты по решению судов увеличиваются в полтора-два раза по сравнению с нанесенным ущербом. А их количество доходит до 30 процентов от общего числа производимых страховщиками выплат.
В страховых компаниях свою неповоротливость объясняют высокой аварийностью и дефицитом кадров.
– Количество выплат растет, а штат остается прежним, – пояснили в одной из фирм, занятых в регионе. – И принять новых сотрудников мы не можем, потому что тарифные ставки по ОСАГО маленькие, и работать себе в убыток нельзя.
Среди других причин, по которым страховщики отказываются добровольно выполнять свои обязательства по договору, представители компаний называют расхождение в оценках стоимости ремонта и несвоевременное сообщение компании о страховом случае.
– Действительно, у нас более чем по сотне дел была выявлена ситуация, когда граждане не сообщали о страховых случаях компании, – говорит Галина Брик. – И тем самым лишали ее возможности в отведенный законом 30-дневный срок осмотреть машину, направить ее на экспертизу для определения объема ущерба и возместить его. Мы такую позицию не поддерживаем. И если сам гражданин уклонялся от добровольного разрешения спора, не сообщая компании о страховом случае, то в соответствии с законом «О защите прав потребителей» он утрачивал право на получение штрафа. Поскольку если не было самого обращения – не могло быть и отказа.
Иногда возникают споры по поводу размера страховки: компании не отказываются от выплат по ОСАГО, но предложенная компенсация может быть в разы ниже того, что автовладелец потратил на восстановление автомобиля. При этом страховщики ссылаются на собственные расценки по ремонту. А разницу в стоимости гражданину приходится взыскивать через суд.
– Но тенденция такова, что страховые компании не торопятся выплачивать даже бесспорные суммы, – утверждают в судах.
Между тем страховщики жалуются на появление большого количества фирм-посредников, которые позиционируют себя автоюристами и обещают гражданам в кратчайшие сроки добиться всех положенных по ОСАГО выплат. По словам президента Российского союза автостраховщиков Павла Бунина, в структуре всех возмещений по решению суда около 90 процентов выплат приходится на клиентов, которые вообще не обращаются к страховщику, а сразу идут к юридическому посреднику.
– Тот «на входе» платит автовладельцу минимальную сумму, а дальше берется за страховщика, – говорит он. – Таким образом, судебные разбирательства не улучшают состояние потерпевшего, а зачастую лишь являются источником заработка для юридических посредников.
Эксперты признают: такие автоюристы наносят урон всей системе ОСАГО. Но и здесь можно найти выход.
– Любое гражданское дело возбуждается по исковому заявлению лица, чьи права нарушены или существует реальная угроза этого нарушения, – отмечает Галина Брик. – И если мы видим, что страховая компания ничего не слышала о страховом случае, то есть гражданин не представил письмо с отказом от выплат или копию заявления в страховую, мы принимаем заявление, но возбудить дело сразу не можем. Поскольку нет доказательств, что право гражданина на получение страховки нарушено или реально находится под угрозой этого. И мы оставляем заявление без движения, просим гражданина сначала поставить страховую компанию в известность о страховом случае. И нам известен ряд примеров, когда граждане, напрямую связавшись со страховой компанией, быстро решали вопрос о выплатах без дальнейшей потери времени в судах, но с потерями для «посредников», которые лишались своего процента.
Источник: Российская газета, 12.03.13
Автор: Глазунова О.
< Предыдущая | Следующая > |
---|