Виной всему – серия аварий при запусках «Протонов», из-за которых страховые компании решили увеличить стоимость полисов для отечественных ракет.

 

Серийные неудачи при запусках ракет «Протон-М» с разгонными блоками семейства «Бриз» начали оказывать влияние на позиции России на глобальном рынке пусковых услуг. Как заявил президент компании International Launch Services (ILS, занимается маркетингом носителей «Протон» и «Ангара» на внешнем рынке) Филип Слэк, нештатные ситуации при запусках с Байконура заставили снижать расценки на пусковые услуги.

– Мы были вынуждены снизить цены из-за того, что наши клиенты вынуждены теперь платить большую цену за страховку при запусках, – говорит он. О каком конкретно снижении идет речь, в ILS не говорят: финансовые условия каждого запуска оговариваются отдельно и, как правило, являются результатом индивидуального торга.

– Мы не можем раскрывать наших цен на запуски, – заявила «Известиям» директор по работе с клиентами ILS Карэн Монаган. – Надеемся, что ставки по страховкам опустятся после удачных запусков «Протонами» в ближайшие месяцы.

Стоимость страховки космического аппарата напрямую зависит от надежности носителя, выбранного для его выведения на орбиту. Самым надежным на сегодняшний день носителем тяжелого класса считается европейская ракета Ariane 5, на счету которой более 50 успешных запусков подряд и ни одной аварии на протяжении последних 12 лет. По словам вице-президента «Ингосстраха» Александра Подчуфарова, при запусках аппаратов с помощью Arian 5 ставки находятся в пределах 5–8% от стоимости полезной нагрузки, а при запусках на «Протонах» ставки в последнее время колебались в диапазоне от 9% до 13%. Разница довольно ощутимая, если принимать во внимание, что выводимые тяжеловесами на геостационарную орбиту спутники стоят $300–400 млн. Сейчас участники страхового рынка обсуждают новую процентную вилку для «Протонов» – от 11% до 18%, рассказал «Известиям» информированный участник рынка космического страхования.

– Ближайшие семь коммерческих запусков застрахованы, о возможном повышении страховых ставок говорят применительно к запускам начиная с 2015 года, – пояснил «Известиям» гендиректор Центра Хруничева и председатель совета директоров ILS Александр Селиверстов. – Мы надеемся, что сможем поднять цены на пусковые услуги до прежнего уровня, когда цена на страховку для «Протона» снизится после успешных запусков.

Главным образом благодаря «Протонам» Россия сейчас контролирует порядка 40% мирового рынка пусковых услуг. «Протон» считают наиболее конкурентоспособным по цене носителем тяжелого класса в мире. Утвержденная в марте 2012 года Федеральная целевая программа содержит следующие цифры по ценам на пусковые услуги на 2013 год: 1,521 млрд рублей стоит сам «Протон-М», 447 млн – разгонный блок «Бриз-М», 690 млн – услуги по запуску, еще 20 млн рублей стоит транспортировка ракеты на космодром, 170 млн рублей – головной обтекатель. Итого российскому бюджету один запуск «Протона» обходится в 2,84 млрд рублей.

По словам близкого к Центру Хруничева источника в отрасли, цены на коммерческие запуски лежат в том же диапазоне – в районе $90–100 млн. Запуски с помощью Arian 5 обходятся дороже. Так, объявленная сумма контракта на запуск спутника Jupiter в 2012 году с помощью Arian 5 – $110 млн. При этом нужно учитывать, что цены на пусковые услуги фактически регулируются ЕС, который дотирует европейский консорциум Arianspace. В 2011 году ILS собиралась подавать жалобу в Еврокомиссию, утверждая, что таким образом ЕС создает нерыночные условия конкуренции. Плюс к этому большую часть заказов Arianspace получает, используя французскую систему поддержки экспорта COFACE, предоставляющую гарантии под льготные долгосрочные кредиты длительностью от восьми лет со ставками 5% годовых для заказчиков Arianspace.

По мнению экспертов, реальные ставки по страховке для «Протонов» станут ясны в ближайшие полгода, после нескольких намеченных запусков этих ракет с Байконура.

– Слухи, питающие международный страховой рынок ставок по ракете «Протон-М»/«Бриз-М», весьма противоречивы и колеблются в диапазоне 11–18%, но это не говорит ни о чем, – говорит Подчуфаров. – Чтобы прийти к реальным цифрам, потребуется тщательно проанализировать результаты 3–4 ближайших пусков, и только после этого можно будет понять, правильно ли были проанализированы причины аварий и достаточно ли тех технических решений, которые были приняты межведомственными комиссиями и руководством Центра Хруничева. Если данные пуски будут удачными и по их результатам будут выпущены подробные отчеты о работе подсистем ракеты-носителя и разгонного блока, убедительно показывающие, что качество изготовления и надежность средств выведения удалось восстановить, международные андеррайтеры не будут торопиться с повышением ставок.

Виновниками последних нештатных ситуаций при запусках «Протонов» оказывались разгонные блоки «Бриз-М». В декабре прошлого года «Бриз-М» при выводе телекоммуникационного спутника «Ямал 402» завершил работу на четыре минуты раньше расчетного времени. В августе прошлого года из-за некорректной работы «Бриза» космическим мусором стали российский коммуникационный спутник «Экспресс МД2» и индонезийский Telkom-3. В 2011 году из-за неисправности «Бриза» не смог выйти на расчетную орбиту спутник связи «Экспресс АМ4».

Череда аварий стоила кресла бывшему главе Центра Хруничева Владимиру Нестерову. Вслед за Нестеровым своих постов лишились ответственные сотрудники омского объединения «Полет» – филиала Центра Хруничева, где изготавливают узлы для «Бризов», в том числе системы наддува дополнительных топливных баков, из-за засорения которой произошла авария 6 августа прошлого года. От занимаемой должности был освобожден заместитель гендиректора по качеству и сертификации «Полета» Владимир Приходькин, также был уволен главный технолог, замглавного инженера по качеству «Полета» Сергей Анохин. Генеральному директору «Полета» Григорию Мураховскому был объявлен выговор.

Источник: Известия, 21.03.13

Автор: Чеберко И.