Проверка защитных механизмов
25 февраля 2014 года ИД «Коммерсантъ» при участии международной компании «Кофас» и Высшей школы экономики провел на площадке ресторана «Царь» в Петербурге круглый стол «Лизинг и страхование как инструменты развития и защиты бизнеса». Участники круглого стола рассматривали и обсуждали порядок и виды страхования, а также ситуацию на лизинговом рынке.
Модераторами мероприятия выступали Александр Щелканов, руководитель отдела прямых продаж Северо-Западного региона «Кофас Рус Страховая компания», и доцент кафедры финансовых рынков и финансового менеджмента Высшей школы экономики Давид Тереладзе.
К участию в круглом столе были приглашены менеджеры по продажам DHL Logistics Ульяна Комарова и Ольга Москалева, директор по работе с ключевыми клиентами Statoil Дмитрий Куликовский, исполнительный директор Terra Truck Михаил Оплачко, председатель правления Ассоциации перевозчиков пассажиров Василий Киселев, заместитель генерального директора по экономике «БТЛК-Групп» Руслан Галимов, главный специалист отдела разработки лизинговых проектов «Газпромбанк Лизинг» Инга Воскобойникова, начальник отдела продаж петербургского филиала «РЕСО-Лизинг» Алена Пустынская и многие другие.
Участники круглого стола активно обсуждали виды и порядок страхования, переход права собственности и распределение рисков в срок действия договора лизинга, страховые случаи и порядок урегулирования. Кроме того, рассматривался вопрос, как сделать дебиторскую задолженность ресурсом развития бизнеса и как превратить задолженность в безрисковый актив.
Страховые тонкости
Господин Щелканов взял слово, рассказав о кредитном страховании. «Этот вид страхования является эффективным инструментом защиты бизнеса от убытков вследствие неоплаты задолженности покупателями, получающими отсрочку платежа. Данный инструмент способен защитить бизнес от негативных последствий дефолта одного или нескольких покупателей, а также поможет принимать эффективные решения относительно коммерческих рисков», – сообщил господин Щелканов.
Страхованию подлежат риски своевременной неоплаты, то есть просрочка платежа по контракту со стороны покупателя, а также риск банкротства – наступление несостоятельности покупателя.
По словам господина Щелканова, страховщик выплачивает возмещение, если действительность прав требования по дебиторской задолженности по застрахованному торговому кредиту не была оспорена, если страхователь направил страховщику требование о выплате страхового возмещения и копии документов, подтверждающих долг. «Также оно выплачивается в том случае, если страховое возмещение не превышает соответствующий лимит ответственности, установленный в договоре страхования, и если права требования в отношении долга в рамках выплаченной суммы переходят от страхователя к страховщику после выплаты страхового возмещения», – рассказывает он.
Александр Баклушин, директор филиала ЗАО «Объединенная страховая компания», рассказал, что их компания стабильно и успешно отработала в 2013 году. «Если говорить про развитие, то наша компания расширяет взаимодействие с лизинговыми компаниями. Готовим специальные предложения», – говорит он. Что касается нынешней экономической ситуации, то господин Баклушин отмечает, что на страховой рынок окажет давление изменение стоимости ремонта автомобилей (на каско и ОСАГО). «Рынок покинут страховщики без запаса прочности. И это уже происходит», – утверждает он.
Также Александр Баклушин советует потенциальным лизингополучателям спешить закрывать сделки. «Если говорить про конкуренцию, то, на мой взгляд, на рынке много места для действительно новых предложений», – заключает господин Баклушин.
Стагнирующий рынок
По словам Давида Тереладзе, в соответствии с пессимистичным сценарием по итогам 2013 года рынок сократился на 15%. «Причинами этого стало удорожание кредитных ресурсов на 5 п.п., девальвация национальной валюты (рубля) на 30 процентов, а также отток капитала и нестабильная ситуация на европейских рынках», – говорит он.
В число основных тенденций господин Тереладзе включил замедление темпов экономического роста, изменение законодательства в части налога на имущество и амортизации, стагнацию основного драйвера рынка лизинга последнего десятилетия, а именно – парка железнодорожного подвижного состава. Кроме того, к важным событиям можно отнести введение в российской банковской системе базельских принципов.
Основным направлением развития отрасли Давид Тереладзе считает создание дополнительной потребительской стоимости, а главным механизмом – развитие дополнительных сервисов для лизингополучателей.
«По нашим оценкам, при оптимистичном сценарии рынок лизинга (новые сделки) в 2014 году может вырасти на пять процентов, а его объем при этом составит 1,39 трлн рублей. При пессимистичном сценарии сокращение рынка может составить до восьми процентов, а его объем при этом составит 1,21 трлн рублей. Темпы прироста нового бизнеса будут находиться в диапазоне от минус пяти процентов до плюс пяти процентов, при этом базовый прогноз по нашему мнению – нулевые темпы прироста рынка», – рассуждает господин Тереладзе.
Что касается комментариев участников рынка, то, по словам директора департамента по развитию ООО «Санкт-Петербургская лизинговая компания» Антона Малышева, в компании рассчитывают, что тенденции 2013 года сохранятся. «Главным драйвером роста останется авиализинг. При этом есть опасения за ряд сегментов рынка – в связи со сложной политической обстановкой и введением санкций ряд крупных компаний может заморозить инвестиционные программы по закупке импортного оборудования», – предполагает господин Малышев.
Генеральный директор «Контрол Лизинг» Дмитрий Тимофеев, участвовавший в круглом столе, рассказал о своей компании. «Компания «Контрол Лизинг» в 2013 году начала свою операционную деятельность. За прошедший год мы открыли офисы продаж в Петербурге и Москве, сформировали сеть партнеров, которая к концу года насчитывала более 400 автодилеров Петербурга и Москвы. В целом за 2013 год нашей компанией было передано клиентам в лизинг 720 автомобилей, выполнение плана составило примерно 90 процентов. Считаю это весьма неплохим показателем с учетом осенней рецессии в автомобильных продажах. Понятно, что глобальные процессы не могут не оказывать влияния на российский бизнес, которому мы продаем свои услуги. Однако мы не склонны драматизировать ситуацию. В любом случае компании продолжат свою работу, продолжат обновлять свои автопарки, даже и в более сложных экономических условиях. В этом смысле «Контрол Лизинг» как компания-монолайнер, занимающаяся только лизингом автомобилей, находится в более выгодном положении, нежели компании, чьи портфели формируются преимущественно за счет крупных сделок с производственным оборудованием, авиационным и железнодорожным транспортом», – поясняет господин Тимофеев.
Источник: Коммерсантъ (г. Санкт-Петербург), №61, 10.04.14
Автор: Герасимов И.
< Предыдущая | Следующая > |
---|