Концепция законопроекта о страховании жилья может измениться при подготовке ко II чтению из-за позиции регионов РФ
Концепция законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упорядочивания механизма оказания помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества, утраченного в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий» может измениться на этапе подготовки ко второму чтению, сообщил агентству «Интерфакс-АФИ» источник на страховом рынке.
По его словам, «правительству потребовались употребить влияние для того, чтобы проект документа был внесен в Госдуму, нашел поддержку в профильном комитете и прошел первое чтение. В последний момент на грань провала законопроект поставили протесты ряда губернаторов, заявивших о невозможности изыскать в бюджетах средства на его реализацию в условиях кризиса». Собеседник агентства напомнил, что нынешняя концепция законопроекта предполагает участие местных органов власти в страховых взносах при страховании жилья от чрезвычайных ситуаций, находящегося в региональной и муниципальной собственности. Также предполагается софинансирование страховых возмещений по договорам страхования жилья из бюджетных средств.
«Поскольку новый вид страхования относится к добровольным видам, регионы могут принять решение отказаться от реализации такой программы на своей территории, – предположил собеседник агентства. – В предварительных обсуждениях представители регионов об этом прямо заявляли, ссылаясь на дефицит бюджета».
«Вместе с тем правительство РФ, судя по всему, решительно настроено использовать механизмы страхования для снижения нагрузки на бюджет: пока затраты на возмещение вреда собственникам, потерявшим жилье из-за стихийных бедствий, осуществляются из правительственных фондов ЧС разных уровней. Компромиссным в этой ситуации может оказаться решение об использовании средств созданного фонда ЖКХ, которые носят экстерриториальный характер. Однако такое решение серьезно меняет концепцию законопроекта», – сказал источник.
Как сообщалось ранее, законопроект о страховании жилья от чрезвычайных ситуаций был разработан Минфином РФ и носит рамочный характер. Конкретные контуры территориальных программ, согласно концепции документа, должны определяться региональными властями. При этом программы должны опираться на базовые принципы, которые должен разработать Минфин в рамках нормативных актов к закону о страховании жилья.
Председатель правления компании «СОГАЗ» Сергей Иванов на встрече с журналистами во вторник заявил: «Если законопроект о страховании жилья от чрезвычайных ситуаций будет принят в существующем виде во втором и третьем чтениях, он работать не будет».
Первый зампред правления СОГАЗа Николай Галушин сказал агентству «Интерфакс-АФИ», что «в ходе предварительных обсуждений, к примеру, губернатор Алтайского края говорил о полной невозможности изыскать средства регионального бюджета на реализацию законопроекта. Денег в местном бюджете не хватает даже на выплату зарплаты госчиновникам».
Н.Галушин убежден, что определенные бюджетные средства неизбежно потребуются, чтобы запустить законопроект, приучить собственников жилья страховать свои риски. Через несколько лет необходимость вовлечения средств бюджета в страхование уменьшится, кроме того, снизятся расходы бюджета на компенсацию ущерба гражданам, потерявшим жилье из-за стихийных бедствий, поскольку к выплатам возмещений за пострадавшее от стихийных бедствий жилье подключатся страховщики.
«При обсуждении законопроекта внутри страхового сообщества мы исходили из средней стоимости годового полиса в размере 1–2 тыс. рублей», – уточнил первый зампред правления СОГАЗа. Да, это будет неполное страхование, далеко не всегда имущество граждан бывает утрачено полностью, оно может пострадать частично, тогда даже невысокой страховой суммы может хватить для проведения ремонта, добавил он.
Зампред Банка России Владимир Чистюхин, выступая перед журналистами 2 марта, заявил: «Мы принципиально поддерживаем этот законопроект, нам показалось, что и время-то упущено – надо было давным-давно принимать такой закон». «Есть ряд моментов, которые нужно доработать ко второму чтению, – считает зампред Центробанка. – Нас интересует вопрос действенности страховой модели. С этой точки зрения нам бы хотелось больше стимулов для участия регионов в этой системе. Но еще раз повторяю: принципиально мы поддерживаем законопроект в том виде, в котором он внесен в Госдуму».
Страхование жилья выходит на новый виток обсуждений
Вопрос использования средств фонда ЖКХ требует серьезной проработки, в том числе необходимо проанализировать положения Градостроительного кодекса и законодательства в сфере ЖКХ. Это новая концепция закона. Так прокомментировала агентству «Интерфакс-АФИ» новые предложения по финансированию бюджетных расходов при реализации законопроекта заместитель руководителя департамента финансовой политики Минфина РФ Вера Балакирева.
«Готовя этот законопроект, мы исходили из того, что в регионах, имеющих напряженные бюджеты, по минимальному перечню рисков, связанных с ЧС, выплаты будут осуществляться из правительственных фондов ЧС разных уровней, как и сейчас это происходит. Однако такие выплаты после введения закона будут производиться не всем, а тем собственникам, кто позаботился о страховании своего имущества, нес определенные затраты на его защиту. Если бюджет региона позволяет расширить перечень рисков, включив в него, к примеру, риски огня или залива квартир, тогда действительно потребуется выделение определенных средств регионального бюджета на эти цели. Такая логика была заложена при формировании законопроекта, прошедшего первое чтение в Госдуме РФ 27 февраля этого года», – сказала представитель Минфина РФ.
«Проект закона о страховании жилья направлен на создание нового механизма оказания помощи гражданам при восстановлении (приобретении) жилого помещения, утраченного в результате чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального характера», – сказал агентству «Интерфакс-АФИ» президент ВСС Игорь Юргенс.
«Вовлечение граждан в страхование в рамках закона не означает полный отказ государства от помощи. Можно сказать, что законопроект упорядочивает эту помощь, снижая нагрузку на бюджет, потому что основная часть убытка должна возмещаться гражданам за счет средств страховых компаний по соответствующим договорам. Чем больше граждан будут страховать свое имущество, тем меньше помощи будет требоваться со стороны государства», – добавил он.
Глава ВСС полагает, что «уровень проникновения страхования будет сильно меняться от субъекта к субъекту. Показательным уровнем проникновения является Москва – более 10 лет работы такой программы обеспечило примерно 50-процентный уровень проникновения. В других крупных городах уровень проникновения может быть сопоставим. Однако это может произойти постепенно – в разрезе 5–10 лет. В целом сейчас свое имущество страхует не более 5–7% россиян, соответственно, в будущем этот показатель может вырасти в разы».
Источник: Финмаркет, 04.03.15
< Предыдущая | Следующая > |
---|