В этом году аграрии страхуют урожай по новому закону. Закон об агростраховании с господдержкой вступил в силу с 1 января 2012 года в части страхования урожая сельхозкультур, что касается страхования сельскохозяйственных животных, то оно начнется только в следующем году. Однако в законодательной базе существует ряд недочетов, которые усложняют работу страховщиков – предоставление госсубсидий не увязано с наличием страхового полиса, ставки для расчета субсидий в среднем почти в два раза ниже, чем страховые тарифы, рассчитанные на основании официальной статистики, полномочия наступления страхового события переданы агроэкспертам, что может привести к игнорированию показаний инструментальных замеров, озимые и яровые оцениваются по одной ставке расчета субсидий. Обо всем этом говорилось на круглом столе «Агрострахование-2012. Новый закон и новые задачи».

 

Представители ФСФР и минсельхоза раскритиковали ситуацию, когда в законе не определено объединение, которое будет следить за страховщиками и оплачивать долги лопнувших страховщиков. Объединение должно быть одно, считает замруководителя ФСФР Игорь Жук. И этим монополистом, по его мнению, должен стать Национальный союз агростраховщиков (НСА), который будет гарантом того, что при страховании не будут применяться всякого рода мошеннические схемы. Сейчас же в законе не прописано, кто будет создавать компенсационный фонд. Наряду с НСА, куда входят 25 крупнейших страховых компаний, в агростраховании участвуют и члены другого профобъединения – «Агропромстраха».

С представителем ФСФР согласился и замдиректора департамента экономики и анализа минсельхоза Андрей Тютюнников, на взгляд которого существование одного союза упростит процесс контроля соблюдения закона.

По словам исполнительного директора НСА Корнея Биждова, в законе используется слово «объединение» в единственном числе. Но, к сожалению, правовая экспертиза на трактовку закона не пришла к выводу, что в законе прямо подразумевается, что это объединение только одно. Соответственно, нужна поправка, закрепляющая более конкретную трактовку. Однако минфин не согласен с такой позицией. «На данный момент часть сельхозпроизводителей застраховалась в компаниях, входящих в «Агропромстрах», часть – в НСА, – отметила советник департамента финансовой политики минфина Юлия Рей. – Проанализируем опыт работы двух объединений, а потом будем принимать какое-то решение». ФАС вообще выступает против монополии какого-либо объединения на рынке агрострахования с господдержкой.

По словам Игоря Жука, его служба по итогам посевной кампании направит запросы страховщикам, касающиеся работы по заключению договоров. Очень часто проверки страховщиков показывают, что правила, которые они присылают в надзор в уведомительном порядке и по которым они реально работают, очень отличаются.

Проверять страховые компании на предмет нарушения нового законодательства в сфере агрострахования намерен и НСА. Речь идет о плановых и внеплановых проверках компаний, которые могут проводить в связи с жалобами, поступившими от должностных лиц и клиентов страховщиков. За нарушения предусмотрены штрафы, предписания об устранении нарушений, вплоть до исключения из союза.

Новый закон вводит сразу два понятия: критерий гибели (по сути – условную франшизу), подтверждающий наступление страхового события, и безусловную франшизу – часть погибшего урожая или посадок, которую крестьянину придется компенсировать самостоятельно независимо от общего размера ущерба. Размер безусловной франшизы может составлять от 0 до 40%. Также закон вводит понятие «неполное страхование», которое предполагает, что страховая сумма должна составлять не менее 80% от страховой стоимости.

Бюджет компенсирует лишь часть премии из расчета тарифа по субсидиям. Страховой тариф – это цена ответственности страховой компании за риск, который она готова брать на себя, а тариф субсидирования – ставка, из расчета которой государство будет нести расходы на страхование по конкретному страхователю. Распределяя квоты по регионам, власти исходят из того размера тарифов субсидирования, 50 процентов в пределах которого они готовы покрыть страховщику. Скажем, бюджет региона заложил в свою смету 50-процентное покрытие страховой премии при тарифе по субсидиям в пределах 3%. Но тарифы страховщика для конкретного страхователя могут быть выше, поэтому если страховщик установит аграрию тариф 5%, то получится, что страхователю придется заплатить из своих не 2,5, а 3,5%.

 

Источник: Российская бизнес-газета, №15, 17.04.12

Автор: Евпланов А.