Бизнес экономит на полисе
Страхование бизнеса в России сегодня не пользуется особой популярностью, до европейских стран нам еще очень далеко, несмотря на вступление в ВТО. Тем не менее рынок корпоративного страхования развивается весьма динамично и с каждым годом набирает обороты.
«Ежегодный прирост в этом сегменте составляет 12–15% в год, – приводит цифры Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ». – При этом в совокупном объеме страховых сборов корпоративное страхование существенно уступает розничному сегменту, занимая не более 35–40%. Важнейшим событием для рынка, способным выступить мощным драйвером рынка в среднесрочной перспективе, стал запуск страхования опасных производственных объектов (ОПО)».
Это подтверждает и Максим Чернов, начальник отдела макроэкономического анализа страховой компании «Согласие»: «Относительно невысокая популярность добровольного страхования ответственности бизнеса объясняется недостаточным развитием института гражданских исков о компенсации ущерба в РФ. Экспансия российских компаний на иностранные рынки после вступления в ВТО будет стимулировать страхование ответственности товаропроизводителей. В 2013 году появятся два новых сегмента обязательного страхования ответственности: ОПО в госсобственности и перевозчиков перед пассажирами». На последний сегмент страховые компании возлагают особые надежды. «В настоящее время действует модель, когда каждый пассажир застрахован от несчастных случаев на ограниченную сумму, и эти расходы включены в стоимость билета. Новый закон предполагает, что каждый перевозчик обязан заключить договор страхования ответственности перед пассажирами. Стоимость жизни человека по нему оценена в 2 млн руб. Речь идет не столько о популяризации этого вида страхования, – поясняет зампред правления СОГАЗа Николай Галушин, – сколько о создании механизма гарантий всем пассажирам и на всех видах транспорта. Можно ожидать высокий уровень проникновения (до 80%) и выплат, так как страхование работает не только в отношении смертельных случаев, но и в отношении травм и увечий».
Добровольное страхование ответственности перевозчика перед пассажирами сейчас популярностью не пользуется. Как воспримет новый закон бизнес, пока большой вопрос. «В целом, новый закон выполняет важнейшую функцию по защите интересов граждан, и опыт серьезных происшествий показывает правильность ввода действенного механизма ответственности перед людьми, которые регулярно пользуются услугами данных компаний», – полагает Мария Барсова, руководитель департамента по страхованию имущественных рисков и ответственности страховой группы «УралСиб».
По мнению экспертов, в стремлении минимизировать расходы на страхование перевозчики будут приобретать покрытие по минимальным тарифам. Также, по аналогии с практикой обязательного страхования ОПО, уровень охвата страховых объектов будет ниже 100%. Перевозчики наверняка будут занижать количество перевезенных пассажиров. Исходя из минимальных тарифов проекта минфина и уровня проникновения в 85%, размер рынка составит примерно 7,1 млрд руб., полагает Максим Чернов.
«Реальный объем рынка зависит от тарифов, которые должно утвердить правительство. Если после первых представленных вилок тарифа речь шла о 10–18 млрд рублей (по оценкам минфина), сейчас это, в лучшем случае, 6–8 млрд рублей, а после недавней встречи президента с транспортниками велика вероятность очередного снижения тарифов (особенно для автобусных перевозок). И, как следствие, снижение объемов рынка до 4–5 млрд рублей, что уже не так привлекательно с точки зрения прибыльности страхового продукта», – рассуждает Алексей Алькин, заместитель начальника отдела обязательного страхования ответственности перевозчика СК «Альянс».
Стоимость страхования колеблется в зависимости от вида транспорта от нескольких копеек – в пересчете на каждого перевозимого пассажира – до десятков рублей. Сейчас идет окончательное согласование тарифов. «Самые дорогие тарифы, согласно закону, при заключении такого договора приходятся на морской транспорт, где премия на одного пассажира составляет 22,4–45,2 руб. Премия на пассажира воздушного транспорта составляет 9,8–19,8 руб., междугородные и международные автобусные перевозки – 9,1–18,4 руб. соответственно, – рассказывает Екатерина Кондрашова, аналитик «Инвесткафе». – Премия на пассажира по внутреннему водному транспорту определена в размере 8,6–17,4 руб., по пригородным автобусным перевозкам – 1,3–2,7 руб., для пассажиров поездов дальнего следования – 1,05–2,11 руб. Объем совокупной годовой страховой премии по этому виду страхования может составить 9–20 млрд руб. Этот сегмент бизнеса будет особенно привлекательным для страховщиков, которые не только получат новых клиентов, но и дополнительную выручку».
Источник: Российская газета, №262, 14.11.12
Автор: Березина Е.
< Предыдущая | Следующая > |
---|